Тульские металлисты в Куйбышеве



Тулу и Самару сблизили трудные годы Великой Отечественной войны. Силой обстоятельств разделенный на три новых завода тульский станкостроительный (ныне АК «Туламашзавод») должен был в кратчайшие сроки перебазироваться на Урал (г. Златоуст) и берега Волги (гг. Куйбышев, Саратов) и организовать производство сразу нескольких образцов оружия для фронта, который стремительно приближался к Москве.
3 июля 1941 года было подписано Постановление Государственного Комитета Обороны о создании оружейного завода № 525 в городе Куйбышеве и эвакуации туда оружейных заводов и цехов из городов Тулы, Коврова и Винюкова.
Тогда городу Куйбышеву (ныне Самара) правительством отводилась особая роль. Город на достаточно близком расстоянии от западных границ, но на левом берегу под защитой широкой Волги, связанный с Москвой важной нефтяной и грузовой водной магистралью, а с городами Урала, Дальнего Востока и Средней Азией - железнодорожными путями, на очень короткое время стал «запасной столицей». Принимая тысячи беженцев, десятки эвакуированных заводов, его население увеличилось почти на четверть миллиона. В его северо-восточной части возникло три новых административных района: Кировский, Молотовский и Сталинский. Спешно, но продуманно застраивались огромные пустынные территории, занятые ранее пашнями и огородами.

Вот сюда, на берега Волги и Самары, в сентябре 1941 года и отправилась тысяча семей тульских металлистов - рабочих и инженеров - со станкостроительного завода вместе с эшелонами с оборудованием и материалами.
Тогда, в 1941 году дорога была длинной и долгой. Семьи ехали в теплушках, малыши, родившиеся в Туле уже под бомбами в подвалах тульского роддома - в самодельных люльках, подвешенных к потолку вагона. Многие из них позже, в начале 60-х годов, придут на этот завод и вместе с родителями станут в ряды первых строителей космических кораблей «Союз». В конце октября и начале ноября тульские эшелоны прибыли в Куйбышев, в один из его новых районов - Молотовский. Туляков разместили недалеко от пригорода Безымянка, что в 20 километрах от города, в поселке «Машстрой». В тот момент в поселке было несколько двух-, трехэтажных домов, частных домов, разбросанных хуторами на обширных пашнях, две школы, баня с пошивочной мастерской, клуб, два магазина, поликлиника, детский сад в старом барском доме и учебный аэродром. На месте будущего завода - фундамент несостоявшегося завода нефтяного оборудования, рядом - недостроенные бараки, землянки, конюшни. Город встретил туляков крепкими морозами и снежными завалами.
Станки с вагонов разгружались на листы железа и отправлялись в будущие цеха. Семьи селили в частном секторе, в клубе, в немногочисленных, ставших коммунальными, квартирах. Одновременно возводились корпуса, монтировалось оборудование и строилось жилье.
В это самое трудное время становления завода на руководящие должности были назначены прибывшие из Тулы специалисты: Н. Руднев - директор завода, П. Хирин - главный инженер, А. Ушаков - главный механик. Начальниками основных цехов были назначены А.Шилов, Н. Володин, В. Чичелов, А. Широков и В. Тихонов.
История сохранила имена первых строителей завода. Монтажники И. Зубков, С. Лавров, А.Мазанов, М. Кочканов под руководством Н. Беляева устанавливали металлические фермы на крыше первого корпуса. Вслед за ними бетонщики И. Костенко, А. Шаповал, Г.Гунин, С. Гробовых укладывали железобетонные плиты, утепляли шлаком, заделывали цементной стяжкой. А внизу под ними в это время уже монтировали станки.
Заместитель наркома Н. Агеев сутками не уходил со стройки. Строительство корпуса для кузнечного цеха заканчивали зимой, в сорокаградусный мороз. Настоящий героизм проявили здесь арматурщики Н. Золотухин, А. Каторгин, бетонщики бригады И. Костенко. По несколько суток не покидал объекта главный инженер строительства Л. Абрамов. В мае 1942 года были пущены в эксплуатацию второй и третий корпуса, кузница, литейный цех. Уже много позже, в 1959-1964 годах, была проведена коренная реконструкция цехов и завода с целью производства здесь принципиально новых даже по мировым меркам изделий авиакосмической техники.
К декабрю 1941 года одновременно со строительством цехов завода для его работников поставили более 100 палаток и вырыли 50 землянок. Летом 1942 года начали индивидуальную застройку улицы Промышленности, обеспечивающей подъезд с основных магистралей к заводу, и параллельных ей - Стандартной, Бобруйской. У стен нового завода возник целый массив каркасно-щитовых одноэтажных домов, с высокими тесовыми крышами, рассчитанных на две семьи с приусадебными участками по 9 соток. В 1943-1944 годах около тысячи семей переехали в эти новые дома. Исчезли в поселке землянки. Черновское шоссе (ныне - проспект Ю. Гагарина), построенное военнопленными немцами, и проложенная рядом трамвайная линия длиной 12 км соединили Куйбышев с Безымянкой.
В 1952 году по опыту горьковчан началось возведение жилья методом народной стройки. Целый квартал двухэтажных домов был возведен руками рабочих и служащих. В 70-е годы широко развернулось строительство жилья хозспособом. В 1977 году в поселке был снесен последний барак. Сегодня бывший поселок «Машстрой» - современный бл-гоустроенный микрорайон в основном 5-9-этажнои застройки и со своими станциями метро: Гагаринская, Спортивная, Советская.
А среди этой многоэтажной застройки - первые улицы 40-х годов у стен нового завода на берегу Самары, напоминающие тульскую Чулковскую слободу на берегу Упы: своим видом, уютом разросшихся садов, над которыми нависают огромные корпуса современного завода.
Тогда, в первые месяцы становления завода, работали круглосуточно, неделями не выходя из цехов. Многие находились на казарменном положении. Лозунгом заводских фронтовых бригад стало «100 машин в смену». На деле выдавали 400-700 процентов нормы. Уже в конце декабря 1941 года были изготовлены и отправлены на фронт первые партии оружия. Это три тысячи пулеметов «ШКАС» и «ДШК» для самолетов ИЛ-2. Всего за 1941-1945 гг. их изготовили около 170 тысяч штук. Среди другой продукции, освоенной заводом в военное время, - спаренные морские турельные установки 29-К для различных кораблей и спаренные зенитные установки для катеров.
В 1942 году директором завода стал известный оружейник Ф.К. Чарский. За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны в годы Великой Отечественной войны в 1945 году завод награжден орденом Ленина и ему оставлено на вечное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
Среди многочисленных высоких правительственных наград для многих из заводчан самой дорогой в те далекие военные годы стала медаль «За оборону Москвы»: в 1941-42 годах туляки, ковровцы, москвичи, ребята из городов и сел Поволжья успели внести свой вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой.
В послевоенные годы завод освоил производство продукции для сельскохозяйственного машиностроения, легкой и нефтяной промышленности, а также традиционно тульское - серийное производство трехлитровых электросамоваров «Шар», «Петух» и «Бочка» из нержавеющей стали.
Приметами тех военных и первых послевоенных лет были напряженный труд, карточная система и большие очереди в магазинах («общая», «рабочая»...) за скудными нормами круп, жиров, ржаного хлеба, свободная продажа водки в розлив и отсутствие пьянства, ордера на калоши, туфли, брюки или платья, своевременная зарплата и займы. Жилищные проблемы во многом решали тогда своими руками. Была шефская помощь в совхозе «Рождествено» за Волгой, подрастающие рабочие кадры (14-15-летние ребята-ремесленники в черных шинелях, на пряжках «РУ» и в форменных фуражках), учеба в институтах и техникумах, вечера и встречи с известными артистами театра и кино в заводском клубе «Заря», бесплатные кино и концерты в этом же клубе в дни выборов. Запомнились коллективные выезды на первомайские и ноябрьские демонстрации в центр города, которые проходили на площади у областного оперного театра, сборы подарков фронтовикам, охота, рыбалка, массовки за городом, сводки информбюро с голосом Левитана и всеобщее ликование по поводу первого салюта и каждого успеха нашей армии на фронтах. Уже осенью 41-го эвакуированный из Москвы Большой театр оперы и балета давал спектакли. В Куйбышеве 5 марта 1942 г. состоялось первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича - музыкального символа борьбы советского народа с фашизмом.
В годы становления завода поселковые любители спорта обходились небольшой спортивной базой с бесплатными спортсекциями и хорошей футбольной командой «Зенит». Гордостью поселка были его воспитанники Ф. Новиков и Г. Никульцев, которые в 50-е годы играли в Куйбышевской команде мастеров «Крылья Советов». Многие из прибывших горожан быстро научились ухаживать за скотом и птицей, работать на огородах, выращивать сады. Женщины, на руках которых были дети, брали на дом работу в пошивочной мастерской. В суровую зиму 1941-42 гг. присамарские сады вымерзли. Курильщики перешли на махорку со своих огородов и базарный самосад. Норма хлеба работникам военных заводов по карточкам была 800 граммов в день, остальным - от 400 до 600 граммов. Но и это считалось почти роскошью, потому что по карточкам буханка хлеба стоила 15 рублей, а на рынке - около 300 рублей и доходила до месячной зарплаты рабочих. Примерно столько же стоила и четвертинка водки. По праздникам на многих предприятиях водку выдавали рабочим в розлив. Светомаскировка, черные громкоговорители на уличных столбах, звуковые письма на фронт и обратно, марши и русские народные песни по радио, лампочки вполнакала, морковный чай, иногда с сахарином - все это из того времени.
В пригородах Самары тогда формировались уходившие на фронт воинские части. Некоторые из них принимали участие и в историческом параде 7 ноября 1941 г. в Куйбышеве. Целых полтора часа перед трибунами шла пехота, курсанты, танки БТ-7 и Т-35, мотопехота на ЗИС-5, тягачи с противотанковыми пушками. В небе пролетали ИЛ-2, истребители, бомбардировщики. Командовал парадом тогда генерал М.А. Пуркаев, а принимал - К.Е. Ворошилов. Парады 7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве, в Воронеже и Куйбышеве показали всему миру - СССР не сломлен!
После разгрома немцев под Москвой и Тулой на заводе побывал В.Г. Жаворонков. Рассказывают, шутил: «Ну что, туляки, теперь обратно, в Тулу повезете свои кровати с шишечками!» Некоторые вернулись сразу, возвращение других затянулось на десятилетия. Многие остались. В дни юбилеев машзавода в Тулу приезжали из Самары и бывшие туляки, представители поколения 1941 года.
В результате провала операции германских войск «Тайфун» отпала необходимость в «запасной столице», а после победы на Курской дуге и иностранные представительства в августе 1943 г. вернулись из Куйбышева в Москву.
На завод в период его становления и в последующие годы пришло много молодежи. Работая рядом с туляками, они становились первоклассными специалистами. Высокое мастерство и авторитет заводчан стали определяющими факторами, когда решался вопрос, какому из куйбышевских предприятий поручить серийный выпуск узлов для новейшей ракетной космической техники. Для решения этих задач в 1959 году завод начал коренную реконструкцию цехов. Многие разработки поступали тогда из знаменитой фирмы Н.Кузнецова, «сравнительно молодого, но талантливого конструктора двигателей», как заметил Н. С. Хрущев в своих «Воспоминаниях». По свидетельству участницы этих работ, одной из тулячек 41-го года Т. А. Минюшиной, инженера-технолога завода в 60-е годы, тогда над организацией производства ракетных двигателей рядом с Н. Кузнецовым работали и тульские мастеровые, прибывшие с заводом в 1941 году, и их подросшие дети, окончившие Куйбышевский авиационный институт, а также молодые специалисты - выпускники Тульского политехнического института. В 60-70-е годы завод уже работал по программе полетов на Луну.
История тульских металлистов со станкостроительного (ныне АК «Туламашзавод» и ОАО Металлист-Самара») - это часть истории нашего города. Тогда, в 1941-м, туляки стали костяком нового предприятия, внесли огромный вклад в его становление. Сегодня там, на берегах Волги и Самары, живут и работают целые династии, глубокие корни которых в Туле. Они вызывают чувство гордости за тульских мастеровых, их умение сохранять и следовать славным многовековым традициям, выживать в любых условиях, всегда быть в первых рядах защитников Родины.
Библиографическая ссылка:
Гусев Б.А. Тульские металлисты в Куйбышеве/ Борис Гусев // Тульский краеведчский альманах №3. - 2005. - С. 80-84




Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100