Тулячки и процесс эмансипации в Советской России в 20-30-е годы ХХ века



В дореволюционную эпоху в России отношение к женщине было однозначным: ее считали и физически, и морально слабым полом, поэтому вопросов о равноправии с мужчиной долгое время не возникало. Как «второсортный» элемент1 женщина полностью подчинялась мужчине - незамужние девушки находились под контролем своих отцов или братьев; выйдя замуж, они попадали под власть мужа. «Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома» - это положение российского законодательства 1836 г. закрепило юридическую основу для подчинения женщин своим мужьям2. Во многих случаях положение жены или дочери ничем не отличалось от положения крепостной - без разрешения она не могла работать, учиться или путешествовать. Что же тогда делать женщине? Главная задача в ее жизни, независимо от происхождения, определялась как забота о муже и доме, а также рождение и воспитание детей. У женщин дворянского происхождения объем функций незначительно расширялся за счет занятия благотворительностью и организации светских вечеров. Кроме того, только дворянкам было доступно образование, хотя и ограниченное. Обучение «слабого пола» являлось статусно-ориентированным, т.е. «подходящим» для их социального положения. Очевидным следствием этого было, во-первых, то, что лишь незначительная часть женщин была образованной; и, во-вторых, это образование служило только для «профессиональной» подготовки матерей, жен и домохозяек. Сложившуюся ситуацию точно описала Елена Ган3 в своем романе «Идеал» (1837 г.): «Право, иногда кажется, будто мир Божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная со всеми таинствами, для них и слава, и искусство, и познание; для них свобода и все радости жизни... »4.
Идеи защиты женских прав возникли в Европе во времена Великой французской революции, в активное феминистское движение они переросли в середине XIX в., когда женщины выступили с лозунгом предоставления им избирательных прав. В нашей стране обращение к «женскому вопросу» началось с обсуждения проблемы женского образования. Дебаты по данной теме были инициированы знаменитым хирургом и педагогом Николаем Пироговым (1810-1881). Он был убежден, что «если женщина получит надлежащее образование и воспитание, то она сможет также хорошо устроить свою научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина»5. Публикация статьи Пирогова «Вопросы жизни» вызвала настоящий фурор в обществе, на страницах журналов6 даже разразилась дискуссия между консервативно и либерально настроенными людьми7. Однако в обсуждении подобных проблем никогда не ставился вопрос об уравнении женщин в правах с мужчинами. «Они нуждаются в развитии способности к независимым суждениям для того, чтобы помогать мужчинам в их борьбе... Не положение женщины в обществе, но воспитание ее... - вот что требует перемены», - писал в своей работе Н.И. Пирогов8. С началом Первой мировой войны обсуждение «женского вопроса» вообще сошло на нет. В итоге в императорской России относительно роли «слабого пола» в обществе сохранилась консервативная точка зрения.
По-иному смотрели на статус женщины революционные социал-демократические партии: они видели в ней не только домохозяйку, но и работницу, активную участницу общественных отношений. В России первой открыто о равенстве полов заявила Александра Михайловна Коллонтай9. В.И. Ленин, хотя никогда не уделял «женскому вопросу» достаточного внимания и не относил его к основным задачам революции, поддержал лозунг Коллонтай с целью привлечения женских масс в ряды партии.10
Придя к власти, большевики вопрос эмансипации без внимания не оставили. Уже в первые годы их правления были приняты Декреты ВЦИК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», которые не только модернизировали основы бракоразводного процесса, но и провозглашали независимость женщин. Так был отменен обязательный порядок церковного заключения брака и введен гражданский, заключаемый путем регистрации в органах ЗАГС. Далее была провозглашена свобода выбора партнера жизни. Основным и широко декларируемым положение новой системы было уравнение женщин в правах с мужчинами, что позволило женщине стать полноценным членом общества и «равным товарищем своему мужу»11.
Однако Гражданская война, интервенция, экономические проблемы отвлекли внимание советской власти от женского вопроса - реализация детально прописанных норм затруднилась. Окончание войны также не привело к решению данной проблемы, так как в обществе вспыхнула «сексуальная революция», которая в некотором плане даже ухудшила положение женщин. Так, революционные лозунги гласили: «Половой вопрос - каждая комсомолка должна идти ему навстречу, иначе она мещанка; каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления»12. Эти тезисы, направленные на «раскрепощение духа чувственности»,13 способствовали лишь нравственному развращению молодежи. К примеру, обычным явлением того времени стали комсомольские коммуны, в которых на добровольной основе проживало от 10 до 12 лиц обоего пола: в подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. Вот что пишет по этому поводу австрийский психолог Вильгельм Райх: «Разделение на постоянные интимные пары не допускалось: ослушавшиеся коммунары лишались этого почетного звания. В отличие от шведского аналога, рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат... Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны... Доходило даже до того, что, к примеру, в коммуне Государственной библиотеки в Москве коммунарам предоставлялись не только одинаковые пальто и обувь, но и... нижнее белье»14 Отказ от любви и брака и появление союзов, основанных лишь на удовлетворении половых потребностей, стали нормой жизни советских молодых людей. Особенно активный сексуальный взрыв наблюдался в обеих столицах социалистической России - в Москве и Петрограде, но проявился и в других регионах страны.
Тульская губерния, находясь в непосредственной близости от столицы, живо реагировала на происходящий процесс эмансипации. Как только был принят Декрет об отмене церковного брака, тульский ВРК в канун Нового 1918 года разрешил развестись одному туляку, уличившему жену в измене. В своем решении комитетчики написали: «На основании Декрета народных комиссаров признается законным только гражданский брак, посему ваш брак, как церковный, естественно, расторгается»15. Можно сказать, что своим решением комитет в одно мгновение развел все тульские семьи, состоявшие в церковном браке.
Сексуальная революция также не обошла туляков стороной. Среди горожан стали популярны свободные союзы, разводы и, как следствие этого, аборты. Браки стали недолгими и часто заключались без каких-либо церемоний: «...свадьбу сыграли без попа. В назначенный день Танька пришла к мужу, без отца и матери, без пропоя, в обычном наряде, без сговора и венца. На что деревенские стали говорить: «Во срам-то!...».16 Однако далеко не все тулячки поддерживали свободные отношения. Пагубность таких союзов стала очевидна уже через пару лет. Так, в Туле к середине 20-х годов резко возросло число заболевших сифилисом, увеличилось количество бездомных детей и повысился процент малолетней преступности17.
Известная тулячка Софья Николаевна Смидович выступила откровенным противником широко распространившихся идей сексуальной свободы. Размышляя на страницах журнала «Коммунистка», она утверждала, что «свобода любви» стала пониматься именно как свобода мужчин пользоваться любым женским телом, а «свобода» женщин вылилась в необходимость беспрекословного и немедленного подчинения желаниям мужчины. Отказ мог быть расценен как проявление «мелкобуржуазных предрассудков»: «...Каждая комсомолка, каждая рабфаковка или другая учащаяся, на которую пал выбор того или иного парня, - кстати, я не могу судить, откуда у нас на севере появились такие африканские страсти, - должна быть покорна ему, иначе она «мещанка» и не заслуживает звания пролетарской студентки.... В приемных «комиссий по разрешению абортов» можно прочитать немало печальных историй о комсомольской любви...»18.
С.Н. Смидович родилась в Туле в 1872 г. Окончив среднюю школу, увлеклась идеями революции. Она и ее муж Петр Гермогенович были хорошо известной в России большевистской парой. После 1917 г. Смидович вместе с Инессой Арманд работала в московских комитетах, где организовывала беседы с работницами, с целью привлечения их к социалистическому строительству. В 1922 г. Софья Николаевна сменила Александру Михайловну Коллонтай на посту главы Женотдела (отдел по работе среди женщин при комитетах ВКП(б)). Александра Коллонтай была главным идеологом в СССР по вопросу «раскрепощения женщины», и если ее деятельность в этой должности ознаменовалась теоретической разработкой проблемы и таким масштабным проектом, как начало эмансипации женщин Востока, то 50-летняя Смидович, как жена и мать троих детей; больше заботилась о защите одиноких матерей и брошенных детей, нежели о теоретизировании по поводу сексуальных прав. Всегда аккуратная, со стянутым в узел темно-рыжими волосами, в длинной юбке и темной блузке, она приходила в отчаяние от циничного отношения людей к детям-беспризорникам19. За два года в должности главы Женотдела Софья Николаевна провела активную пропагандистскую работу по защите материнства и младенчества и реально помогала нуждающимся матерям, как в Москве, так и в Туле. В статье «Крик души» С.Н. Смидович писала: «Недавно в одном из центральных городов Союза, к заведующему Отделом охраны матмлада (материнства и младенчества. - И.Г.) в приемную вкатили два бравых рабфаковца коляску с категорическим требованием принять на воспитание их коллективного ребенка. «То есть как это?» - удивилась заведующая Охматмлада, врач, не позабывшая еще элементов физиологии. «Ну, да, - взволнованно заявляют рабфаковцы, - мы оба являемся отцами этого ребенка, так как одновременно были в половой связи с его матерью». «Коллективный ребенок», вопреки всем законам природы произведенный на свет не одним, а двумя отцами, - это звучит настолько... по-коммунистически...». «Крик души» автора заканчивается внушением о необ-ходимости уберегать женщин от беспорядочных половых связей: «Материнство в нашем обществе - это функция общественная. Калечение организма матери преждевременными родами, абортами и пр. - общественно вредное дело»20.
В Туле для решения проблемы улучшения жизни женщин в 1921 г. был создан местный женотдел. Лидером тульского губженотдела была Екатерина Дагаева. В I тульском Губсъезде работниц и крестьянок принимала участие сама А.М. Коллонтай. Главное в работе губженотдела являлось выполнение всех поручений ЦК. Региональные женотделы занимались охраной женского труда и материнства, строительством социальных объектов, борьбой с проституцией и малолетней преступностью, перевоспитанием женщин для того, чтобы «дать коммунистическому обществу нового члена»21. Для пропаганды политики власти участницы тульского губженотдела решили выпускать свой журнал под названием «Красная тулячка». Кроме того, для идеологической обработки женщин в газете «Коммунар» имелись «Странички для женщин».
Образ «новой женщины» советской властью создавался постепенно. В 20-е годы в женщине в первую очередь хотели видеть работницу, активную участницу общественных дел. Идеи «свободной любви» и «нового быта» отодвинули роль матери и жены на задний план. Принятие СНК РСФСР 8 декабря 1930 г. постановления «Об использовании женского труда на производстве, в государственном и кооперативном аппарате» привело к массовому вовлечению лиц «слабого пола» в трудовую деятельность. Двойственный взгляд на женщину сформировался в 30-е годы в период сталинского правления. И.В. Сталин смотрел на женщину, в первую очередь, как на рабочую единицу и на потенциального соратника мужчины в производственной жизни страны, идущей по пути индустриализации. В то же время партийный лидер понимал, что рождение и воспитание новых членов общества напрямую зависит от состояния матери. Поэтому в конце 20 - начале 30-х гг. ХХ в. за женщиной закрепился новый образ - «работающей матери».
Женотделы активно внедряли в массы проводимую государством политику. Участницы тульского губженотдела посещали фабрики и заводы, пропагандируя в среде работниц новый облик женщины и выслушивая их проблемы. Так, на страницах журнала «Красная тулячка» героиней социалистических будней выступала в первую очередь активная общественница, в городе - работница, в деревне - беднячка или батрачка: «Общественное благо для нее важнее собственного. Она много работает, домашним хозяйством ей заниматься некогда, поэтому оно у нее на последнем месте. Она окончательно порвала с условностями старого быта, прежде всего с религией. Она активно просвещается, организует кружки, постоянно имеет какую-нибудь общественную нагрузку». Данный журнал содержал в себе массу статей, призывающих женское население активно включаться в политическую и трудовую деятельность. К примеру, О. Грецова в своей статье «Участие работниц и крестьянок в Советском строительстве»22 горячо высказывалась о «важности для Республики трудовой деятельности женщин» : «...Дело Советской власти будет доведено до конца только тогда, когда в нем примут участие миллионы и миллионы трудящихся работниц и крестьянок». В связи с этим О. Грецова призывала: «идти в кружки по квалификации, в профтекнические школы ликвидации неграмотности, посещать общие собрания, принимать активное участие в обсуждении вопросов, читать и выписывать газету и журнал «Работница», вот что должна делать каждая трудящаяся женщина, чтобы воспитать из себя деятельного участника общественной работы».
Несмотря на широкую идеологическую работу, тулячки не спешили включаться в политическую деятельность. Так, по Тульской губернии в 1924 г. в сельских советах состояло всего 1,1 °/о крестьянок; в то время как в городском совете числилось 12,1% работниц. В 1932 г. ситуация незначительно изменилась: в сельсоветах крестьянок стало входить 3,3%, в горсовете процент работниц возрос до 14,4%24. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа женщин в Советах, значит, агитационная работа губженотдела имела определенные результаты. Однако эти показатели абсолютно не соответствовали стремлениям советской власти. По плану ЦК Женотдела, представленному в губернские женотделы страны, к 1930 г. в городской совет должно было входить не менее 45% горожанок, в сельсоветы - не менее 35% крестьянок25. Как мы видим, ситуация оказалась далека от желаемой. Связано это было с тем, что тулячки, как и большинство женщин в других регионах, между политической карьерой и семьей выбирали последнее. «Причины этого - неграмотность, семейный быт и особенно в деревне, отрицательный взгляд на участие крестьянки в общественной работе»26. Как ни пытались советские идеологи освободить женщину от «тяжести быта» - строились детские сады, общественные столовые, фабрики-кухни - в полной мере им это сделать не удалось. Положение осложняли сложившиеся веками моральные установки населения. Привыкшие к роли домохозяек, многие тулячки не понимали смысла в общественных работах, вместе с тем мужчины, продолжавшие относить себя к «господствующему полу», с недоверием смотрели на женщин в своих рядах и практически не допускали их в сферу управления.
Активно призывая женщин на производство, партия не забывала и об их материнской роли. Так, в 20-30-е годы ХХ в. в Туле работало несколько кружков для матерей «по уходу и воспитанию детей», создавались дома младенца для содержания сирот и подкидышей, в 1926 г. открылся Центральный родильный дом. Участницы женотдела проводили выездные консультации на заводы для работающих матерей и в села; также в городе регулярно устраивались «недели охраны материнства и младенчества». Кроме того, за данный период состоялось несколько съездов работниц и крестьянок, на которых решались не только производственные вопросы, но и проблемы охраны материнства и младенчества27.
Из периодических изданий в Туле просветительским центром в вопросах воспитания детей была «Красная тулячка». Уже в 1924 г. авторами обсуждалась проблема детской смертности. Наиболее интересна в этом плане статья А. Осипчук под названием «Берегите здоровье и жизнь ребенка»: «Полно в консультациях, пусто на детских кладбищах» - это правдивые, хорошие слова. Их должна знать и помнить каждая мать, каждая женщина, готовящаяся стать матерью... Главная причина, по которой ребенок заболевает и безвременно уходит в могилу, это неправильный уход за ним и неправильное вскармливание его...»28. В последующие годы в «Красной тулячке» статьи о материнстве стали появляться более часто. Не выходило номера без опубликования в нем рекомендаций по уходу за ребенком. Так, были статьи, пояснявшие тулячкам, как уберечь ребенка от туберкулеза, поноса, как ухаживать за детьми летом, как правильно кормить грудью и т.д. В одной статье, к примеру, были опубликованы «20 заповедей матери», основными из которых можно считать следующие: «мать. должна любить и оберегать свое дитя; комната, в которой находится ребенок, должна быть чистой и проветренной; перед кормлением мать должна вымыть грудь; матери необходимо посещать женские консультации»29. Таким образом, журнал явился «проводником» государственной политики по созданию образа «работающей матери», направляя в то же время свою деятельность на повышение рождаемости и снижения детской смертности в Тульском крае.
В целом жизнь тульских женщин в 20-30-е годы ХХ в. подверглась существенной перестройке. Тулячки получили возможность работать, принимать участие в общественной и политической жизни города и страны. Для их образования и развития в Туле в 1928 г. на базе вечернего рабочего университета открылась группа женского дела, существовали также профтехнические школы ликвидации неграмотности. Культурное просвещение тулячек осуществлялось в клубах, театрах, кружках. Помощь в решении бытовых и семейных вопросов оказывали делегатки губженотдела, женские консультации, статьи в женских газетах и журналах. Однако «раскрепощение женщины» не прошло так гладко, как гласили СМИ: «...сегодняшние женщины - это, прежде всего, участницы производственного процесса и активные общественные деятельницы... В Советском Союзе достигнуто полное равенство полов... Женщина - равноправный строитель коммунизма... »30. Активное включение женщины в производственные отношения привело к ухудшению ее положения в семье: загруженные общественными делами, они не успевали решать домашние проблемы, а построения «нового быта» в полной мере добиться не удалось. Ситуацию осложняло и давление со стороны общественности. По мнению комсомольского коллектива, «женщина, посвятившая себя ведению домашнего хозяйства, должна публично быть изгнана как мещанка»31. В данном случае точно обозначила проблему работница фабрики Нюра Петрунина в своем письме в газету «Коммунар»: «Вам хорошо сыпать лозунгами. Вам легко называть нас мещанками. Но когда вы придете домой, кто подаст вам ужин? Кто выстирает вашу рубашку? Кто накормит вашего ребенка? Мать или жена. А скажите откровенно, наши идейные товарищи, многие ли из вас помогают преодолевать неизбежные трудности семейной жизни?»32. Что касается широко декларируемого принципа равноправия мужчины и женщины, то действовал он далеко не во всех сферах жизни. И все же, несмотря на многие отрицательные последствия, процесс эмансипации значительно расширил роль женщины в обществе: свободу в действиях почувствовали как столичные, так и провинциальные женщины.


Примечания

1. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930 / Р. Стайтс. М., 2004. С. 28.
2. Свод законов Российской империи. В 16 т. / Под ред. И.Д. Мордукай-Болконского: СПб., 1912. Т Х.
3. Елена Ган - дочь княгини Долгорукой, сестра известного панслависта Ростислава Фадеева, мать основательницы теософии Елены Блаватской - писательница, одна из немногих женщин, сумевших выйти за узкие рамки традиционного женского кругозора.
4. Ган Е.А. Идеал / Е.А. Ган. СПб., 1905. С. 22.
5. Пирогов Н.И. Сочинения / Н.И. Пирогов. СПб., 1900. Т 1. С. 42.
6. Например, «Современник» , «Русский Вестник».
7. Имеется в виду дискуссия между публицистом Г.Я. Аппельротом и писателем-радикалом Д. Писаревым. Первый утверждал, что целью женского образования должно быть улучшение общей атмосферы домашней жизни, второй - развитие физических и умственных способностей.
8. Пирогов Н.И. Сочинения Т 1. С. 44.
9. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса / А.М. Коллонтай. СПб.: Знание, 1909. 431 с.
10. Цеткин К. Воспоминания о Ленине / К. Цеткин. М., 1968.
11. Дулицкий С.О. Женщина и новая жизнь /С.О. Дулицкий // Коммунистка. 1922. С. 10-11.
12. Пушкарев А. М. Ранняя советская идеология 1918-1928 годов и «половой вопрос» / А. М. Пушкарев, Н. Л. Пушкарева // Советская социальная политика 1920-х - 1930-х годов: идеология и повседневность. М., 2007. С. 199-227.
13. Райх В. Сексуальная революция / В. Райх. СПб., 1997. С. 91.
14. Там же. С. 119.
15. Коммунар. 1918.. N° 1. С. 4.
16. Коммунар. 1924. N° 3. С. 5.
17. Развитие экономики и культуры Тульской области за 50 лет Советской власти. Тула, 1969. С. 45.
18 Смидович С.Н. Изжить болезненные явления в комсомоле // Коммунистка. 1925. N° 16. С. 23.
19. Женщины русской революции. М., 1968. С. 425.
20. Смидович С.Н. Крик души / С.Н. Смидович // Быт и молодежь. М., 1926. С. 64.
21. Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России / А.М. Коллонтай. Петроград, 1921. С. 4-5.
22. Грецова О. Участие работниц и крестьянок в Советском строительстве / О. Грецова // Красная тулячка. 1924. N° 5. С. 3-5.
23. Вассальский Г. Работница и клуб / Г. Вассальский // Красная тулячка. 1924. N° 5. С. 5-6.
24. Ильинский И. С. Роль советской женщины в построении нового государства / И.С. Ильинский // Общественница. 1932. N°- 7. С. 22-27.
25. Там же.
26. Грецова О. Участие работниц и крестьянок в Советском строительстве / О. Грецова // Красная тулячка. 1924. N° 5. С. 3-5.
27. Развитие экономики и культуры Тульской области за 50 лет Советской власти. Тула, 1969. С. 39.
28. Осипчук А. Берегите здоровье и жизнь ребенка / А. Осипчук // Красная тулячка. 1924. N° 5. С. 8-9.
29. Красная тулячка. 1924. N° 5. С. 7.
30. Дулицкий С.О. Женщина и новая жизнь / С.О. Дулицкий // Коммунистка. 1922. С. 10-11.
31. Коммунар. 1931. N° 5. С. 3.
32. Коммунар. 1929. N° 4. С. 11.

Библиографическая ссылка:
Грингоф И. Тулячки и процесс эмансипации в Советской России в 20-30 годы ХХ века / И. Грингоф // Тульский краеведческий альманах. - 2011. - Вып. №8 - С. 69-74.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100