К 175-летию архитектора Александра Гавриловича Бочарникова


Александр Гаврилович Бочарников — известный тульский архитектор второй половины XIX века — родился в 1833 году в семье тульского мещанина Гаврилы Васильевича Бочарникова, состоявшего в браке с Анной Ивановной Бочарниковой, урожденной Щагиной.
Невысокое материальное положение семьи заставило мальчика рано вступить на трудовой путь. В шестнадцать лет он уже начал работать, поступив в качестве чертежника к «городовому» архитектору Волосатову, и вскоре получил должность помощника городского архитектора. Новая должность давала возможность расширить круг деятельности и заниматься не только рутинной работой, но и творчеством.
Разработав проект «частного дома для доходов в губернском городе», Александр, с помощью протекции академика архитектуры Дмитриева и губернского архитектора Ф.В. Громона, представил его на рассмотрение с целью получения звания архитектора в императорскую Академию художеств в Петербург. Ему выдается аттестат, по которому «он, во внимание к хорошим понятиям его в архитектуре и строительном искусстве, Академическим советом 24 февраля 1859 года удостоен звания неклассного художника, в котором и утвержден публичным советом Академии, 10 числа мая того же года бывшим, с правом производить строения и, по силе Всемилостивейше дарованной Академии привилегии, пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободою и вольностью и вступить в службу, в какую сам, как свободный художник, пожелает» (Троицкий Н.И., 1896, С. 49).
Так, в возрасте 26 лет, Александр Бочарников становится частнопрактикующим архитектором и работает над заказами проектов гражданских зданий. Им было разработано несколько проектов частных домов и хозяйственных построек. Затем по его проекту возвели часовню на Всехсвятском кладбище над фамильным склепом Ждановских, которая сохранилась поныне.
Успех и известность пришли позднее, с завершением строительства основных строений комплекса мужского монастыря близ Тулы в Щегловской засеке.
...В XVI веке, когда Тула являлась мощным форпостом на южной границе Русского государства, через нее от северных рязанских земель до Белгородчины проходила оборонительная линия — Большая засечная черта, а вокруг города была устроена развитая система оборонительных сооружений: искусственных преград — рвов, валов, и естественных — оврагов, речек, болот и лесов. Одну из главных ролей в этой системе играли засечные леса (засеки). На северо-восточной окраине города, в месте пересечения сторожевого вала с дорогой на Венев, были сооружены проездные ворота, называвшиеся Щегловыми по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова. А позднее и засека, примыкавшая к валу вблизи этого места, также называлась Щегловой или Щегловской.
В 1810 году здесь, вдали от городского шума и суеты, в красивом уголке под сенью леса строится архиерейский летний дом с домовой церковью Успения Пресвятой Богородицы. Сам же архиерейский двор размещался в городе близ кремля, на территории упраздненного к тому времени мужского монастыря, носившего название Предтечева (т.е. Иоанна Предтечи).
Предтечев мужской монастырь был основан в 1553 году в память храброго стояния тулян против войска крымского хана Девлет-Гирея 21-23 июня 1552 года и располагался близ юго-восточной стены кремля. Обитель существовала довольно долго — до конца XVIII столетия. В 1799 году согласно указу Святейшего Синода была образована Тульская епархия, архиерейская кафедра перенесена из Коломны н Тулу. Предтечев монастырь упразднили, преобразовав его в архиерейский дом. Тем не менее со временем возникает необходимость в мужской иноческой обители.
У Н.И. Троицкого в его книге «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове» на с. 8-9 находим: «...граждане многолюдной Тулы, доселе скорбящие об упразднении Предтечевой обители, построенной на костях их предков, геройски падших в битве при защите своего родного города, сердечно желают восстановить древнюю обитель или, вместо нее, основать новую. И вот, к утешению граждан, истинно ревностных к памятованию деяний своих отцов... близ г. Тулы, на восточной ее стороне (где обитают коренные насельники города), устрояется обитель, иноческая... под вековечным лесом - сторожевой Щегловской засекой...». Так в 1860-е годы в непосредственной близости от летнего архиерейского дома и даже более того - с включением его в общий ансамбль возводится комплекс построек монашеской обители, который стал называться мужским общежительным монастырем, что в Щеглове, а по названию главного храма во имя Божией Матери Млекопитательницы он назывался еще и Богородичным.
Сначала было задумано и последовательно осуществлялось строительство главного (Богородичного) храма, двух братских (общежительных) корпусов и ограждающих обитель стен с башнями. Почти посередине западной стены, между северным и южным пряслами каменной высокой ограды, была воздвигнута трехъярусная колокольня с завершением в виде шатра, заканчивающегося небольшой главкой. Слева и справа от колокольни в стене располагались хозяйственные въездные ворота. А под колокольней, в ее нижнем ярусе был устроен главный проход - «Святые врата», вследствие чего колокольня получила название надвратной. Ажурные створки ворот были выполнены из кованого железа с декоративными вставками, отлитыми из цветного металла, безвозвратно утраченными, но на рисунок ворот можно и сейчас полюбоваться.
Закладка главного храма обители состоялась 20 мая 1860 года, а освящение его - 8 сентября 1864 года. Всего четыре года с небольшим от закладки до полного его оснащения, с учетом того, что строительство в то время велось только в летнее время, что в процессе возведения храма возникли серьезные переделки и что возводился храм в кирпиче, как теперь говорят, из мелкоштучного материала. К тому же здание имело сложное объемно-планировочное решение с большим количеством декоративных элементов на фасадах, с коваными металлическими дверями и решетками на окнах, что требовало и времени и мастерства.
Храм Богородицы Млекопитательницы - каменный, двухъярусный, четырехстолпный, увенчанный пятью главами, из коих центральная покоилась на большем каменном барабане со световыми проемами, а четыре малых главки по углам - на малых барабанах без окон, т.е. «глухих», конструкции которых были деревянными, снаружи оштукатуренными и отделанными «под камень». Это здание являлось главной составной частью архитектурного ансамбля монастыря. К моменту освящения главного храма были воз-ведены и все основные строения обители, но официальное «учреждение» монастыря (по разрешению Синода) состоялось только в 1868 году.
В 1880-е годы вблизи от главного храма с северной стороны строится еще одна церковь, названная во имя преподобного Никандра, одноглавая, более простая в объемно-планировочном решении, позднее подвергшаяся реконструкции с расширением. Возведена она была для повседневной требы и в отличие от главного храма была «теплой», т.е. отапливаемой. Все три храмовых здания монастыря: и Богородицы-Млекопитательницы, и преподобного Никандра, и Успения Пресвятой Богородицы - имели «весьма благолепную обстановку» и были «богато наделены предметами утвари и церковнобогослужебными принадлежностями» (Троицкий Н.И., 1896, С. 109). На территории монастыря находились две хозяйственные постройки («службы»), отдельная трапезная (столовая) на всю монашескую братию, ледник, баня и дома настоятеля и схимонаха. Схимонах Варсонофий, поселившийся в монастыре, - в прошлом московский купец, разбогатевший на производстве и сбыте предметов церковной утвари, пожелавший «остатные» дни провести в иночестве, В.И. Макарухин - главный жертвователь на строительство обители. Его вклад составил 500 тысяч рублей помимо других мелких расходов. Кроме него, крупными вкладчиками являлись тульские купцы М.М. Струков и Н.Н. Добрынин (в то время городской голова). Было большое количество жертвователей и из числа рядовых горожан.
За пределами монастыря размещались гостиница и больница. Эти здания сохранились до наших дней в качестве жилых домов, в которых в 1920-е годы поселились рабочие ближних предприятий. Двухэтажное здание гостиницы первоначально было предназначено для приема странствующих богомольцев, для чего здесь имелись не только комнаты для ночлега (23 номера и 2 большие комнаты для странников), но и общая самоварная комната для чаепития. Строилась гостиница в 1880-е годы, но уже в начале 1890-х годов была расстроена вдвое. Больничное здание выстроено в 1892 голу в один этаж на шесть кроватей по проекту, но фактически вмещала вдвое больше. При больнице имелись аптека, фельдшерская, ванная комната и кухня.
Для обучения детей была учреждена школа, которая сначала помещалась при самом монастыре и небольшом флигеле, затем в Чулкове в наемном доме. В 1896 году для нее построили двухэтажное здание из красного кирпича, считавшееся долгое время лучшим школьным зданием не только в Туле, но и во всей епархии. Школа была рассчитана на 100 учеников. Ее здание по улице Кирова сохранилось до наших дней, но уже в перепрофилированном виде: ныне здесь размещается поликлиника.
В начале 1920-х годов монастырь был закрыт и вскоре прекратил свое существование. Церкви новая власть закрыла, а кельи и службы были приспособлены под жилье. Церковная утварь вывезена, а ценные вещи реквизированы. Некоторое время на территории монастыря размещалась трудовая коммуна, находилось здесь и общежитие учеников технического училища патронного завода. В 1929 году здание бывшего главного монастырского храма горело. Пострадали малые главки, чердачные конструкции, оконные рамы и двери - все, что было выполнено из дерева; пострадали и настенные росписи, во многих местах осыпалась штукатурка. В таком состоянии бывший храм находился довольно долго. Из акта, составленного 6 июня 1945 года комиссией Пролетарского райисполкома, следует: «Здание церкви арендуется Тулторгом и... пришло в негодность. За весь период после национализации здания капитального ремонта не проводилось, что привело к частичному разрушению кирпичной кладки с наружной и внутренней сторон. Полностью разрушена кровля... В данном состоянии здание к эксплуатации не пригодно и требует больших капитальных затрат на восстановление... Учитывая, что Тулторг не обеспечивал эксплуатационную сохранность здания большой церкви, а также ввиду отсутствия в районе завода Новой Тулы, Щегловского поселка и поселка им. Кирова культурно-просветительных учреждений... удовлетворить ходатайство дирекции и общественной организации завода 187 и передать... для использования под... рабочий клуб» («Молодой коммунар», 24 марта, 1990 г.). Но приспособления церковного здания не состоялось ни под клуб, ни под другие учреждения. Также не было ни подновлений, ни ремонта. И еще долгие годы и это здание, и здание рядом стоящей церкви Никандра использовались под склады торговых ведомств. До передачи в 1983 году в аренду Тульской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (ТСНРПМ) эти здания были заняты под склады «Спорткультторга». К этому времени к зданию церкви Богородицы-Млекопитательницы с западной стороны была сделана отапливаемая пристройка под контору торга.
В результате изменений функционального назначения зданий церквей и других построек и сооружений монастыря, переделок и реконструкций архитектурно-художественный облик их претерпел изменения и значительные утраты. С 1985 года силами ТСНРПМ начались реставрационно-восстановительные работы, прежде всего, на зданиях церквей (другие здания и сооружения, даже угловые башни монастырской ограды, были заняты под жилье), с одновременным научным исследованием и разработкой проектной документации на реставрацию не только церквей, но и ряда других объектов.
Восстановительные работы оживились с начала 1990-х годов, но все это время испытывался, недостаток выделяемых средств как со стороны государственных органов, ведающих охраной и реставрацией памятников истории и культуры, так и со стороны епархии, в ведение которой был передан монастырь. Только с решением вопроса о возрождении обители (на первых порах в качестве женской), с началом службы прежде в нижнем ярусе здания церкви Богородицы-Млекопитательницы, а затем в церкви Никандра, с помощью прихожан, доброхотов-жертвователей и ряда предприятий Пролетарского района дела монастыря стали поправляться.
Все это время авторский надзор при проведении производственных работ, научно-инженерные изыскания и разработку проектной документации по реставрации основных объектов монастыря осуществляла группа под руководством В.В. Куликова, руководителя проектной структуры ТСНРПМ, а затем директора Тульского муниципального научно-реставрационного предприятия. Особо необходимо отметить архитекторов Г. Калмыкову, М. Лось, Е. Захарову, Н. Невскую, инженеров Г. Тарасову, Н. Игнатьеву и других, вложивших немало сил в разработку проектов. Согласно действующим положениям на объектах реставрации обязателен авторский надзор, поскольку именно автор несет ответственность за нарушения, допущенные в процессе проведения работ по реставрации, и такой контроль осуществлялся. Но в середине 1990-х годов представитель органа охраны памятников, в ведении которого находился комплект проектной документации, передает ее представителю монастыря без ведома авторов-разработчиков, что в итоге привадит к некоторым искажениям пропорций, произвольной замене материалов конструкций завершений и ряду других несанкционированных нарушений. Поскольку комплекс Щегловского монастыря состоит под охраной государства, следует высветить в этой связи, с одной стороны, нарушение авторских прав разработчиков проектов реставрации, а с другой - пропорций и в целом общего вида объектов, которые определил изначально автор проекта строительства комплекса - Александр Гаврилович Бочарников.
Примечательно, что архитектурный ансамбль Щегловского монастыря -одно из немногих сооружений подобного типа не только на Тульщине, но и в России, по которому известно имя архитектора и что проектировался и возводился он именно как ансамбль с выраженной и заранее продуманной функцией, подтвержденной планировочной структурой и объемными решениями, что является несомненной заслугой его автора, имя которого незаслуженно умалчивалось историками от архитектуры в советское время.
Отец Александра Гаврила Васильевич, родившийся в 1804 году и потерявший отца еще до своего рождения, жил трудами своими, обеспечивая существование семьи. Много трудясь, тем не менее не мог дать полноценного образования своим двум сыновьям - Александру и Василию.
Когда же стало разворачиваться дело строительства монастыря, то главный вкладчик В.И. Макарухин для решения хозяйственных вопросов привлек старшего Бочарникова, хорошо зарекомендовавшего себя приказчиком у купцов Сазыкиных, на заводе жестяных и железных вещей оружейника Минаева, на Батрасовском поташном заводе купца Фирсова и одновременно набожного человека. Вполне естественно, что отец привлек к строительству и сына, получившего к этому времени аттестат Академии. Ему и поручили разработать проект нового монастырского комплекса.
Александру необходимо было создать образ монашеской обители в современном по тому времени понимании черт древнерусского зодчества, не отходя от канонизированных представлений. Не хватало опыта, приходилось учиться и советоваться. Но молодому архитектору сопутствовали удача и поддержка старших. Тульская строительная комиссия рассмотрела и одобрила планы и фасады всех основных будущих сооружений монастыря.
По завершению закупки и складирования необходимых материалов, с наступлением теплого времени года начали, с благословения, закладку главного храмового здания. Она состоялась 20 мая 1860 года, о чем гласил текст храмозданной доски: «Во славу Пресвятые, Единосущныя и Неразделенные Троицы Отца и Сына, и Святого Духа: в честь Преблагословенные Богородицы Приснодевы Марии в лето от Воплощения Бога - Слова 1860... заложен храм сей во имя Иконы Богоматери Млекопи-тательницы... да по устроенiии храма на месте сем учредится святая обитель иноков по древнему уставу обителей Восточная церкви. Понеже град Тула лишен есть, от начала сего столетия обители иночествующих молитвенников о граде сем, о державе Всероссийской...» (Троицкий Н.И., 1896, С. 58-59). Й работа закипела, но не без осложнений...
Когда начали сводить большак купол, между отцом и сыном возник конфликт: Александр, уже имевший к тому времени знания в этой области, настаивал на закладке металлических кованых арматур и связей» кирпичной кладки свода, а отец как хозяйственник в целях экономии находил эту затею лишней, а трату средств - пустой. Бочарников-младший был вынужден подчиниться воле отца, хотя .в глубине души остался убежден в своей правоте, терзался сомнениями и страхом, что сооружение окажется непрочным. И он оказался прав.
Через некоторое время появились трещины и другие признаки разрушения. Архитектор остановил работы и осторожно, вод благовидными предлогами, удалил рабочих. Когда же отец осознал и убедился, что разрушение неминуемо, он, 'находясь в великом отчаянии, стал под купол; чтоб от стыда погибнуть, но был удержан силою... В ночь купол обрушился. Молодой архитектор был подавлен.
Положение усугублялось еще и тем, что появившиеся конкуренты, воспользовавшись обстоятельством, обвинили Александра Бочарникова в отсутствии опыта, и .настаивали на его замене. Выручил управляющий казенной палатой Ждановский, замолвивший слово перец губернатором. Александр же, с заверениями о поправке, обратился к архиепископу Никандру с просьбой поддержать и себя, и отца. Дело было улажено.
Купол возвели заново, но теперь уже со всеми необходимыми поправками, с закладкой связевой арматуры. При этом если в первом варианте церковь строилась с одним большим куполом, то теперь были добавлены еще четыре малых главки.
Обращая на себя все большее внимание своими работами, Александр Бочарников вскоре назначается архитектором Тульской епархии. С этого момента его деятельность сосредотачивается в большей степени на объектах культового назначения.
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь он сделал довольно много. Всего перечислить нет возможности, но некоторые из его работ заслуживают внимания. Им были запроектированы (адреса здесь даны так, как они означены в архивных документах - В.К.): в губернском центре дом священника Панова, двухэтажный дом купцов Киселевых на углу Ново-Павшинской улицы и Безымянного переулка, дом купцов Капыловых на Площадной улице и Винниковом переулке; в Ефремове дом купца Вавилова (числится как памятник истории и культуры - усадьба Вавилова, ул. Свердлова, дома 4, б) и деревянный дом на каменном фундаменте (цоколе) для жены коллежского секретаря В.П. Деликторской на Острожной улице; в Кашире двухэтажный каменный дом купца Руднева на Большой Дворянской улице; расширение церкви в Медведках Веневского уезда; колокольня в Голощапове Крапивенского уезда (ныне Щекинского района, при церкви Рождества Христова (1750 г.) - памятнике архитектуры); церковь в Якшине Одоевского уезда (ныне территория Дубенского района, Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1817 году и в 1877 году возобновленная, числящаяся в списках памятников архитектуры); трапезная и алтарь церкви в Ситове Ефремовского уезда (ныне - территория Каменского района); трапезные и колокольни церквей села Боровково Тульского уезда (предположительно, поселок Боровковстсий на территории Ясногорского района) и села Спасского Одоевского уезда; колокольня и расширение трапезной в Селезневе Тульского уезда, то же - в Иворовке Богороцицкого уезда (предположительно Ивровка Киреевского района); расширение церквей в Казанском Чернского уезда (предположительно Казанское на территории Тепло-Огаревского района), Кузнецове Богородицкого (предположительно Кузнецово на территории Киреевского района), Черкасском Ефремовского (Черкассы Каменского района, церковь Сергиевская, 1792-1800 гг.) и Ревякине-Грызлове Тульского (ныне на территории Ясногорского района), кладбищенской церкви в Епифани (Иоанно-Предтеченская церковь, XIX в., - ныне памятник архитектуры); церковь в Михайловском (Среднем тож) Новосильского уезда; церковь в Спасе-Детчине Каширского уезда. Всего около сорока объектов.
«За постройку церквей и других зданий духовного ведомства» (Троицкий Н.И., 1896, С. 49) А.Г. Бочарников был пожалован в 1885 году орденом Святого Станислава 3-й степени. Жизнь сулила ему прекрасное творческое будущее, карьеру, но 13 марта 1886 года он скоропостижно скончался от отека легких. Смерть пришла внезапно: возвратившись с поминок своего давнего знакомого купца И.И. Ломова (имя которого иногда упоминается в старых изданиях в названии ворот и переулка, ныне Денисовского, где Ломов перекупил усадьбу, принадлежавшую первоначально Василию Ливенцеву), Александр Гаврилович почувствовал резкую боль в груди. Немедленно приглашенные доктора Базинер и Смидович застали его уже в предсмертной агонии.
А.Г. Бочарников был погребен на погосте Щегловского монастыря - своего главного творческого детища - вблизи апсиды алтаря храма Богородицы-Млекопитательницы . На могиле был установлен литой чугунный крест с изображением Спасителя и надписью: «Здесь погребено тело архитектора Александра Гавриловича Бочарникова».
Несмотря на то, что работал Александр Гаврилович много, денег для семьи он скопить не сумел. Его жена Мария Петровна, урожденная Троицкая, осталась с четырьмя детьми почти без средств.
Младший сын, названный в честь отца Александром, идя по стопам отца, тоже занимался архитектурной деятельностью, проектированием и строительством. Его трудами в Туле создано несколько объектов, в том числе дом Платонова, здания приюта дворянских детей и городской думы и другие, о чем я писал в «Тульском биографическом словаре».
Отмечая 175-летие со дня рождения Александра Гавриловича Бочарникова, хотелось бы особо подчеркнуть, что он имел достойное продолжение в лице своего сына и был бы безмерно счастлив, если бы дожил до того времени и увидел своими глазами здания, созданные талантом Александра-младшего.

Литература:

1. Троицкий Н.И. Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове : ист. очерк. Тула: Тип. губ. правления, 1896. 123 С.
2. Бочарников Александр Гаврилович / [В. Куликов] // Тульский биографический словарь. Тула, 1996. Т. 1. С. 77.
3. Общежительный, что в Щеглове... / В. Куликов // Молодой коммунар. 1990.24 марта.

4. Забытое имя / В. Куликов // Молодой коммунар. 1990. 12 мая. 

Библиографическая ссылка:
Куликов В. К 175-летию архитектора Александра Гавриловича Бочарникова / Владимир Куликов // Тульский краеведческий альманах. - 2008. - Вып. 6. С. 97 - 104.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100