Из истории поселка Горелки



Современный поселок Горелки расположен на северной окраине 3ареченского района г. Тулы. Тульский краевед Павел Иванович Малицкий писал в 1895 г.: «Приход села Горелок находится в пяти верстах от г. Тулы по Московской шоссейной дороге. Местоположение прихода довольно возвышенное, окруженное с северной и восточной стороны большими лесами, обильное фруктовыми садами. Климат благоприятствует здоровью, и пользоваться им весною и летом приезжают многие тульские жители, нанимая у местных владельцев дачи. Когда и как образовался приход села Горелок достоверно не известно. На основании местного предания можно только полагать, что село Горелки получило свое название от первоначального местоположения на горе...» [31: 639].
Рассмотрим подробнее возможные версии происхождения названия. По писцовой кни-ге 1587 г. [32: 1147] известно, что в этих местах было село Окиншинское (в источниках ХХ в. — Акиншинское) и деревня Горская, которая в начале XVII века превратилась в «село Горельское, Горелки тож» [40: 48]. Название деревни Горская легко связывается с горою, возвышенностью. Если справиться у В.И. Даля [25: т. 1, 381], то узнаем, что: 1. гора — общее название зеленой возвышенности. Горою называют вообще сушу, землю, берег в противоположность воде, реке, морю; 2. местами горою называют кладбище, расположенное на пригорке.
После В.И. Даль пишет: «Горский — значит горный, относящийся к горе». А в словаре народных географических терминов Э.М. Мурзаева указано, что в славянских языках слова «гора» и «лес» являются синонимами. Русское слово «гора» в старославянском языке означало также и лес.
Таким образом, деревня Горская могла просто располагаться на зеленой возвышенности, среди лесов. Это соответствует описанию здешних мест в писцовых книгах и на карте 1778 г. [15].
Название Горская деревня могла получить и от кладбища на пригорке. Остатки такого древнего могильника до сих пор находятся в центре Горелок, занимая часть улицы Горельской между домами №33 и №35. То, что здесь в XVI-XVIII веках было кладбище, подтвердили археологи Тульской археологической экспедиции (Гриценко В.П.) в сентябре 1995 г.
Хотя захоронения не производились здесь более двух столетий, жители Горелок почитали это место вплоть до 30-х годов ХХ в., но с тех пор из множества намогильных камней сохранился лишь один. Вся территория была окружена акациями, стояла здесь часовня, но в 30-е годы ХХ века ее разобрали, использовав кирпич на фундамент нового здания школы. Позднее растащили на хозяйственные нужды надгробные камни, а в годы войны (1941-1945) вырубили акации на отопление. В 1995 г. по кладбищу прошелся экскаватор, прокладывая траншею для электрокабеля. При этом вскрыли кости предков, а археологи нашли несколько предметов, датируемых XVI в. Теперь по пригорку протоптаны дорожки, и люди ходят по древним могилам, не ведая о том.
Но возвратимся к топонимике Горелок. В годы смуты (1601-1613) население Тульского уезда уменьшилось вдвое [4: 91]. Именно в те годы жители покинули упомянутое выше село Окиншинское. Оно превратилось в пустошь. После смуты наметился приток населения ближе к Москве [4: 70]. Население описываемых мест также увеличилось с 28 дворов до 39 [40]. Тогда-то деревня Горская стала селом Горельским, Горелки тож. Название Горельское, вероятно, происходит от слова горель, что, по В.И. Далю, означает выжженный лес. Лес, как известно, выжигали, чтобы увеличить размеры пашни, что естественно при увеличении населения. Однако леса в здешних местах выжигали для того, чтобы иметь уголь для выплавки и обработки металла. Горская-Горельское-Горелки - единственное, судя по Писцовым книгам [31] 1587-89 гг., в Тульском уезде поселение, где не только выплавляли крестьянский металл в домиях, но и обрабатывали его в кузницах. Сами домии и кузницы были очень опасны в пожарном отношении, поэтому в «летные и востающие бури и ветры» [35] приходилось даже останавливать их работу, т.е. название Горельское, Горелки тож, вероятнее всего, происходит от многочисленных пожаров, горения, связанных с обработкой металла.
Самое раннее известное нам письменное упоминание об этих местах содержится в Писцовых книгах 1587-89 гг.: «За Максимом за Денисьевым сыном Ивашкина село Окиншинское, а в селе церковь Рожество Пречистой Богородицы... да место церковное, что была церковь Николая Чюдотворца на царя и Вел. кн. земле... Деревня Горская... две пустоши Некрасовские...» [32: 1147].
Получается, что уже тогда, в 1587 г. церковь Николая Чудотворца упоминается как бывшая, а как существующая - церковь Рождества Богородицы. Название церкви могли менять, если строили новую. Значит, церковь Николая Чудотворца была за несколько десятков лет до новой, т.е. к возрасту села можно смело прибавлять приблизительно 100 лет. О том, что люди здесь жили задолго до 1587 г., говорит название села Акиншинское [4: 13] и пустошей - Некрасовские (Некрас - тоже мужское имя тех времен). То есть какие-то Акинша и Некрас жили здесь со своими родичами и оставили поселениям свои имена [4: 14]. Само слово пустошь показывает, что люди жили на этой земле, но покинули ее до 1587 года [41: 13]. Существование села в более раннее время косвенно подтверждается и родословной Ивашкиных, постоянных владельцев этик земель до 1917 г.
Ивашкины ведут свой род от Семена Сидорова Ковылы. Потомки и родственники Семена Ковылы были служилыми людьми. «В ХVIVIII веках многие Ивашкины служили полковыми и городовыми воеводами, стряпчими, стольниками» - читаем мы в словаре Брокгауза и Ефрона [5: 771].
Праправнук Семена Ковылы Ивашка Тутыхин был воеводою в Туле в 1520 г. Заметим, что в 1520 г. в Туле было завершено строительство каменного кремля. В 1574-77 гг. Денис Федоров Ивашкин был воеводою в Туле, а его брат Посол Федоров - воеводой в Туле в 1578 г. и в Дедилове в 1579 г. [39].
В XVI в. татары подступали к Туле не менее 12-ти раз. Задачей тульских воевод было, «чтоб люди днем и ночью к Туле безвестно не прошли и украдом и оманом над городом какова дурна не учинили и мима Тулы в иные великого государя украины города и уезды безвестно не прошли и уездов не поваивали, людей не побили и в полон не поймали» [4: 19].
Туляне, возглавляемые воеводами, всегда отражали вражеские нашествия. Сражения с неприятелем проходили у стен кремля или на открытом пространстве, где не рос лес. Таким местом возле Тулы была территория между Щегловской засекой и старой Московской дорогой - «Щегловские ворота», или «полое место». Это место по сей день остается пустынным, отделяя Октябрьский поселок Зареченского района от Медвенки Пролетарского района, которая в XVI в. была участком леса.
Кто как ни воеводы были заинтересованы в том, чтобы у воинов было в достатке оружия? Чтобы побеждать, надо было не ждать оружия откуда-то. Надо было самим делать его вблизи места сражений.
Вот почему в поместьях Ивашкиных - селе Акиншинском и деревне Горская, расположенных в непосредственной близости от Щегловских ворот, в 1587 году были три домии и две кузницы [32]. В то время в Тульском уезде нигде, кроме Горской, кузниц не было [35: 51]. В 1595 г. осадный голова Тулы (комендант кремля) Семен Ивашков Ивашкин сообщает Государю, что «на Туле, за острогом» в Кузнецкой слободе собрано 30 кузнецов [34: 159]. Эти кузнецы выполняли уже государственные заказы на оружие. Позднее, в 30-е годы XVII в. возникла новая форма совместной работы кузнецов на казну - заводы.
Это были заводы Виниуса, затем, в 90-е годы XVII в., - заводы Демидова, Мосолова и других. А первыми начали работать на казну кузнецы, организованные Семеном Ивашкиным.
Начало XVII века в истории России отмечено смутным временем (1601-1613). Тогда, по выражению Ключевского, «весь гражданский порядок расстроился, все людские отношения перепутались» [28: т.3, 39]. Один из потомков Семена Ковылы, рязанский воевода Григорий Федорович Сумбулов, восстал против царя Василия Шуйского [28: т. 3, 32].
А родственник Сумбулова Максим Денисьевич Ивашкин в 1613 г. пожертвовал жизнью за царя Михаила Романова. Тогда М.Д. Ивашкин был воеводою в Крапивне. Казаки Ивана Зарудского в апреле 1613 г. разгромили Дедилов, Епифань, сожгли Крапивну, а воеводу последнего города, взяв живым, казнили четвертованием. Вот как об этом сказано в одном из дел Государственного архива древних актов: «С. Горельское-Горелки тож - вотчина Ивашкина Никифора Максимовича. Вотчина дана отцу его за службу и за кровь и за осадное Крапивенское сидение, как Ивашка Зарудский и Маринка к Крапивне подступали и отца его Максима на Крапивне взяли жива и за государево имя казнили злою казнью» [33].
В результате смуты население Московской Руси уменьшилось приблизительно на 40% [4]. Иностранцы, приезжавшие в те годы в Россию, описывали «страшные картины опустелых или сожженных сел и деревень с заброшенными избами, которые наполнены еще не убранными трупами» [28]. Тогда-то и превратилось в пустошь село Акиншинское, которое существовало до XVII в. на территории современных Горелок. Конечно, всякое ремесло было заброшено. Домии и кузницы «стояли в пусте» [40].
В 1613 г. воцаряется новая монархическая династия Романовых. Ивашкины служат ей верой и правдой. Снова они воеводы и коменданты крепостей в Туле, Дедилове и Крапивне.
Снова воеводы возглавляют защиту городов от татарских нашествий.
В XVII веке крымцы подступали к Туле 11 раз - с 1613 по 1633 и в последующие годы, вплоть до 1659 г. [4: 14].
Снова работают домии и кузницы в поместьях и вотчинах Ивашкины х. А в Туле, благодаря содействию воевод, растет число кузниц.
Так, в 1614 г. в Туле 10 кузниц, в 1625 их 30, в 1632 - 44, в 1642 - 75, в 1679 -122, а к концу XVII века делали оружие 300 человек [4: 112].
В годы правления Петра I Ивашкины и их родственники - верные слуги императора. Так, Данила Кириллович Ивашкин был воеводою в Дедилове в 1700 и 1702 годах и в Туле с 1705 по 1730 годы [39: 15]. Асессор Ивашкин инспектировал заводы Мосолова, Милякова и других тульских оружейников в 1751 г. [9: д. 767]. Позднее он был командирован в Нижегородскую губернию, на Колпинский железоделательный завод [35: 111].
Во времена Екатерины II в стране строилось много каменных зданий и храмов. Алексей Иванович Ивашкин построил в Горелках в 1781 г. каменный храм «личными средствами» вместо существовавшего ранее деревянного [39].
Видимо, при Алексее Ивановиче были сооружены три плотины через речку Алёшню; так возникла система прудов. Эти плотины обозначены на самой ранней карте села за 1778 г. [15].
Сын Алексея Ивановича Петр Алексеевич выстроил в 1803 году каменную ограду вокруг храма и две богадельни. В 1803 же году он отдал часть своей земли под кладбище, которое располагалось рядом с нынешним школьным садом, т.е. на юг от храма. А в 1845 г. отведен новый участок под кладбище, на восток от храма [15].
В 1812 г. армия Наполеона вступила на территорию России. Началась Отечественная война. Тысячи русских героически сражались с французами, освободили свою Отчизну и гнали остатки наполеоновских войск до Парижа.
«Ротмистр Ивашкин, отличившийся в делах противу неприятеля при Тарутине, под Ярославцем и Красным, награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени». Этот ротмистр - владелец Горелок Петр Алексеевич Ивашкин погиб в заграничном походе, в 1814 г. [39].
Сыновья Петра Алексеевича, Николай Петрович и Александр Петрович, в 1842-43 гг. провели раздел прежде единого села на две части. Александру Петровичу с тех пор принадлежала часть села, крестьянские дома которой располагались вдоль шоссе на Москву, а Николай Петрович и его потомки владели той частью села, которая раскинулась по берегу Алёшинки (речка Алёшня именовалась еще и так) [14].
После отмены крепостного права Ивашкины продают свои земли, сдают их в аренду, берут кредиты в банках под залог земли [13]. Например, Владимир Николаевич Ивашкин долгое время служил на Кавказе, получил чин генерала. Дела в Горелках вели управляющие, да так, что Владимир Николаевич брал кредиты в банке под залог имения [13]. Запомнились жителям села похороны генерала, когда в село съехалось много его сослуживцев, офицеров-кавалеристов.
Последний из горельских Ивашкиных - Николай Владимирович после смерти отца постоянно закладывает и перезакладывает земли, сдает их в аренду горельским крестьянам, продает их Ф.К. Леберу, М.А. Рождественскому, П.Е. Большакову и другим [8]. По рассказам, он даже сам организовал в 1914 г. пожар собственного дома, чтобы получить потом денежную компенсацию. Факты пожаров в имении действительно имели место в 1908 и 1914 году, пожарное вознаграждение выплачивалось в 1911 и 1916 годах [12].
После 1917 года Ивашкины лишились своих имений, званий, привилегий. Николай Владимирович несколько лет работал учителем в Горельской школе. Затем был вынужден перебраться в Тулу, где работал дворником на Тульском ору-жейном заводе. Умер он приблизительно в 1936 или 1937 г. и похоронен в Горелках, в семейном склепе Ивашкиных, который располагается у северо-восточного угла современной церковной ограды.
Горелки - не обычное сельское поселение.
В чем же особенность нашего села? В том, что в нем еще в XVI в., а может быть, и ранее существовал чрезвычайно редкий в те времена промысел - обработка металла. На территории современных Горелок по писцовой книге 1587 г. были «три домни да две кузницы» [32].
В Тульском уезде по одной домнице было еще в деревнях Зверевской, Софинской, Фроловской, Ленинской, Осиповской, в селище Мишенском и починке Студеном [35: 51]. Но кузницы были только в деревне Горской, превратившейся позднее, как мы уже знаем, в Горелки. Почему же именно здесь так давно научились переделывать металл в изделия: в сохи, лопаты, топоры, а также мечи, пики и т.п.? Попробуем ответить на этот вопрос.
Из архивных материалов известно, что через земли, принадлежавшие селу, пролегала Старая Московская дорога [15]. Не следует ее путать с современным шоссе Москва-Крым. Старая Московская дорога проходила через современную Алешню, которая примыкает к Октябрьскому поселку. По этой дороге татары стремились пройти к Москве. Земли нашего села непосредственно примыкали к так называемым Щегловским воротам, или «полому месту». Это земля между Щегловской засекой и речками Тулицей и Алешней. Вот что говорит об этом пространстве старинный документ: «Где был острог и надолбы по старому чертежю по полому месту и заповеднику от речки Тулицы до Олешни» [4: 40]. («Полое место» и в наши дни остается полем. На нем не растут деревья. На нем, по счастью, пока нет застройки.)
Здесь проходили сражения между татарами и тулянами, защищавшими путь к Москве. Правительство исстари старалось укрепить это место. Это видно из «росписи людей» во время осад. На многокилометровый вал Завитай по этой росписи надо было выставлять 300 человек, а на «полое место» - 700 человек [4: 53]. Села же и деревни, расположенные в 15-ти и менее верстах от засеки, выставляли по «большим вестям», т.е. при приближении неприятеля к Щегловским воротам, по человеку с 3 дворов «с пищалями и всякими бои». Таким образом, Горелки должны были выставлять при сражениях своих бойцов с оружием.
Руководителями местного населения были воеводы Ивашкины, служившие в Туле и Дедилове - старинном месте добычи железной руды. Воеводы вели в бой и были ответственны перед правительством за результаты сражений. Думается, что эти факторы: непосредственная близость к очень важному укрепленному месту сражений, к дороге на Москву и то, что земли принадлежали воеводам, тесно связанным со столицей и Дедиловым, - послужили тому, что именно здесь, в Горелках, очень рано научились выплавлять металл и ковать оружие для защиты от захватчиков. Мастерство сохранялось и совершенствовалось с годами. Хотя эта горячая работа приносила не только выгоду. Так, в отчетах Берг-коллегии сохранилась жалоба местных крестьян на то, что «от пожарного разорения обезличили; руд и угля покупать стало нечем, а свой и помещиков лес свели; самим уголь жечь нечем» [35: 51].
Порой бедствовали, но мастерство продолжали совершенствовать. Из материалов той же Берг-коллегии известно, что крестьяне из поместий Ивашкиных «явили свое кузнечное мастерство, чтобы работать в казенных кузницах». Часть из этих крестьян была отправлена на Урал [35].
С годами все больше и больше горельских мужчин работали на тульских оружейном и патронном заводах, особенно после отмены крепостного права. Недаром П.И. Малицкий писал в 1895 г.: «Земледелие составляет только придаточный промысел прихожан, главное занятие которых составляет слесарное мастерство: заготовление замков, дверных и оконных приборов и самоварных принадлежностей, равно оружейное и патронное мастерство» [31].
И ныне большая часть горельских мужчин работает у станков токарями, фрезеровщиками, лекальщиками и т.д., сохраняя традиционную привязанность к металлу.
Большинство же населения были крестьяне-земледельцы. Они зарабатывали себе на жизнь, выращивая сельскохозяйственные культуры, выхаживая скот. И всегда они отдавали часть сделанного ими, свой труд власть имущим.
В зависимости от системы управления часть продукта, присваиваемого властями, была больше или меньше. Наибольший гнет испытывали крестьяне при крепостном праве. Помещик имел в сотни раз больше земли, чем крестьяне [11].  Крепостные рабы возделывали и свои малые участки, и огромные господские поля, покосы, леса. Помимо обычных земледельческих работ, крестьяне вольно или по принуждению осваивали подсобные промыслы, которые обогащали не столько их, сколько помещиков. Кроме уже упомянутой работы с металлом, в Горелках обжигали много кирпича для строительства в селе храма, богаделен, построек в помещичьей усадьбе и даже для нужд города Тулы. Умели горельские крестьяне делать керамическую посуду, изразцы. То есть крестьянским трудом создавалось богатство, или личные средства», господ.
Насколько были бесправны крестьяне, можно судить по таким фактам. Если помещик имел долг перед государством, то в залог выплаты его долга могли посадить в тюрьму его крестьян. Такие случаи были и в Горелках. Например, в 1749 г. пятеро крестьян Ивана Тимофеевича Ивашкина были посажены «в лен» (в тюрьму) и отсидели там около полугода, пока рассматривалось дело о взыскании с помещика подушных денег [9: д. 344].
Особенно униженным было положение женщин. Земельный надел на «душу женского пола» не выделялся. При переписи населения в ревизских сказках женщины иногда не упоминаются вообще, порой не указывают их возраст, отчество [16-22].
Жилища крестьян — дворы — были сделаны из жердей, обмазанных глиной, крытых соломой. В то же время у Ивашкиных был большой деревянный, двухэтажный дом, крытый железом, несколько флигелей, конюшня, каретный сарай и другие служебные строения, сделанные из кирпича и крытые железом. Усадьба располагалась там, где теперь устроены дома и огороды жителей поселка, — по улицам Горельской от дома №92 до № 120 и Энтузиастов дома №42-60. В усадьбе был английский регулярный парк (клины), фруктовые сады. При господском доме жили дворовые люди, в разное время от 10 до 30 человек [16-22].
В крестьянских дворах жили огромные семьи: до 20 и более человек. Так, по ревизской сказке от 1782 г., в доме Савелия Леонова живут 24 человека: 12 детей и 12 взрослых, из них три Авдотьи Ивановны [16-22].
Семьи часто составлялись но велению помещика. Например, господин желал соединить в браке горельского юношу с девушкой из его же имения, расположенного в другой части Тульской губернии. Разумеется, они никогда не виделись и ничего не знали друг о друге. Так, в церковно-приходской книге Богородице-Рождественского храма за 1823 г. есть запись о венчании. 6 февраля 1823 г. крестьянин Горелок Сергей Иванов, 18 лет, венчался с крестьянской девицей Ефимией Никифоровной, 12 лет, из деревни Ольховка Богородицкого уезда [24]. И это не единственный случай, а частое явление в те годы. В ревизских сказках отмечены случаи продажи крестьян.
Непосильный труд, моральный гнет, отсутствие медицинской помощи имели следствием частую и раннюю смерть крестьян. Наибольшее число смертей, регистрируемых церковными книгами, приходилось на детей до 10 лет. Взрослые чаще всего умирали в возрасте 41-45 лет. Умирали от простудных заболеваний, желудочных болезней, от «чехотки», «от старости» в 60 лет. В 1848 г., в июне-июле, случилась эпидемия холеры. Но надо отметить, что практически не было внезапных смертей, «без причастия», и совсем не было насильственных смертей, т.е. убийств [24]. Осиротевших детей не сдавали в приюты, а брали «приемыхами» в семьи родственников. То есть мораль крестьянской общины была высока.
После отмены крепостного права вводится крестьянское самоуправление, сельский староста; выше — волостное правление. Горелки тогда относились к Хрущевской волости с правлением в селе Хрущево. Волостное правление подчинялось уездному по крестьянским делам присутствию. Горелки входили в состав Тульского уезда.
До 1861 г. крестьяне в большинстве своем не имели фамилий. Они не могли изменить место жительства без разрешения помещика. Жили постоянной общиной, ежедневно общаясь друг с другом. По жизни им было достаточно имени и отчества. Кроме того, существовал обычай прозвищ, который полностью не изжит и попы не. Лишь после отмены крепостного нрава крестьяне обрели фамилии и могли при желании и возможностях перемещаться на жительство в другие города и веси.
После реформы 1861 г. земельный надел, причитавшийся «на душу мужеского пола», в Горелках стал меньше приблизительно на 1,5 десятины [ 10]. Крестьянские «излишки» — 194 десятины земли — отошли помещикам Ивашкиным, которые без того имели более 500 десятин. Выделенные на 127 душ мужеского пола 348,4 десятины земли крестьяне должны были выкупить у помещика, т.е. оставались временнообязанными. В 1882 г. временнообязанные крестьяне с. Горелок получают ссуду для выкупа земли. Им положили «годового оброка с души» по 8 руб. 88 коп. [11].
Несмотря на такой характер реформ, отмена рабства всколыхнула деятельность крестьян. Они берут землю в аренду у бывших помещиков и, обрабатывая большие площади, получают большие доходы. Сохранились договоры об аренде земли у Владимира Николаевича и Николая Владимировича Ивашкиных горельскими крестьянами Беловыми, Варламовыми, Глуховыми, Горшковыми, Кузнецовыми, Савельевыми и другими в числе более двадцати лиц в период с 1886 по 1916 годы [13]. При этом крестьяне берут обязательство сохранять плодородие земли, т.е. «хозяйство арендаторы должны вести по трехпольной системе севооборота, имея всегда одно поле под озимыми, другое под яровыми посевами, а третье — в пару; хлеб по хлебу, равно масличные культуры, не сеять; паровую землю ежегодно удобрять навозом хорошего качества, по 200 возов на каждую десятину» [12].
Надо заметить, что трехпольное земледелие практиковалась в наших краях с незапамятных времен, о чем свидетельствуют тексты писцовых книг [31]. Наиболее сильные, умелые и удачливые из крестьян начинают накапливать свой капитал и покупать у крупных землевладельцев земли и леса. Таковыми в Горелках были Глуховы, Савельевы, Тихоновы.
В архивных материалах за 1905 год указано, что среди занятий крестьян важными являются кустарные промыслы [12]. Например, коренные жители Горелок Беловы изготовляли медные скобы для дверей, Глуховы — печные приборы, Щегловы — висячие замки, Темновы были тележниками, Кузнецовы — сапожниками и т.д. Некоторые брали заказы на заводах и выполняли их вручную. Другие имели станки и нанимали горельских бедняков на работу.
Реформа 1861 года вызвала нравственный подъем среди просвещенных людей. Не обошел они Горелки. В сентябре 1861 г. молодой священник Иван Васильевич Ясенецкий начинает обучение крестьянских детей [7]. Сначала занятия проходят в его доме. Число учеников 7 человек. В октябре «училище» переведено в отделанную для этого церковную караулку. В сентябре учились уже 34 мальчика. Позднее школа эта была передана под покровительство земской управы. А в 1882 г. И.В. Ясенецкий просит у Тульской епархии разрешения открыть школу для обучения девиц «закону Божию, чтению и счету». В 1883 г. такая школа была открыта, и в ней начали обучение 30 девиц от 14 лет до 21 года [37].
Жители Горелок служили России не только трудом землепашца или мастерством металлиста, но и ратным трудом. В Отечественной войне 1812 года участвовали приблизительно 20 мужчин села. Их имена можно узнать по ревизским сказкам. Трое из них: Андрей Данилов, Лаврентий Васильев и Никифор Осипов — погибли в той войне [21].
Рассказывая об истории Горелок, хронологически мы подошли к рубежу XIX и ХХ веков. Именно в это время в селе появляется еще одна важная персона — А.А. Любомудров. Андрей Андреевич Любомудров был видным чиновником и известным общественным деятелем в Туле в конце XIX — начале ХХ вв.
В 1896 году семья Любомудровых приобрела у Ивашкиных 45,5 десятины земли. В имении располагалась естественная роща — часть бывшей большой Мешковской рощи. У северо-восточного края этой рощи Любомудровы выстроили красивый деревянный дом с хозяйственными постройками, разбили вокруг дома сад.
После 1917 года в доме Любомудровых располагался сельсовет и Нардом с библиотекою. Во флигеле часть помещений была отдана под классы школы, а часть — под квартиры учителей. В 1955 г. все деревянные постройки сгорели, и почти на том же месте, где был дом Любомудровых, в 1956 г. выстроили современную горельскую школу №43.
Естественную Мешковскую рощу Любомудровы постепенно преобразовывали в парк, прокладывая аллеи, украшая беседками. Начиная с 1907 года, они постоянно высаживали новые лиственные и хвойные деревья, увеличивая парк и создав новую сосновую рощу. Преображенный ими, существовавший и ранее безымянный пруд вблизи их дома жители Горелок стали называть Любомудровским.
Парк долгое время служил тулякам. В 30-е годы ХХ в. здесь располагались летние лагеря воинской части. Затем он был отдан для отдыха и развлечений местным жителям. После 1945 года на территории парка некоторое время были дачи детского сада УМВД г. Тулы. Тысячи туляков помнят это место как пионерский лагерь ТОЗ. За 40 лет существования в этом лагере поправили здоровье многие тульские школьники.
В настоящее время часть парка занимает муниципальный профилакторий. Его территория огорожена, охраняется, содержится в порядке. Другая - большая часть - стремительно приходит в упадок, никем не опекаемая. Везде видны свежие пни недавно спиленных деревьев, мусор, свалки отходов прилегающих магазинов и ларьков. При таком небрежении парк быстро погибнет.
После 1917 г. власть в селе постепенно переходит от волостного исполкома, располагавшегося в селе Хрущево, к Горельскому сельсовету. Председателем Хрущевского волисполкома был участник революционного движения, уроженец Горелок Кожухов Иван Гаврилович.
В сельсоветах долгое время управлялись двое: председатель и секретарь. Таковыми в Горелках служили, начиная с 1925 года [6], Ботылев и Малолетнев, Панов М.Д. и Савельев Ф.П., Кириллов и Белова А.П., Белов В.В. и Спиридонова Т.Л., Пронин Д.В., Сапрыков, Семенов.
В 20-е годы некоторые крестьяне Горелок на короткий срок объединяются в Товарищество по совместной обработке земли. Но создать сельхозартель или колхоз в Горелках не удалось, т.к. большинство мужчин работало на тульских заводах.
В Куруловке, которая расположена ближе к городу (Куруловка занимала часть современной улицы Октябрьской и Октябрьского поселка) сельхозартель была. Видимо, мужчины Куруловки не были столь умелыми металлистами, как горельские. Не случайно, я думаю, бывшие помещичьи и крестьянские поля в 30-е годы ХХ в. перешли во владение подсобному хозяйству ТОЗ. Часть горельской земли принадлежала ТОЗ уже в XIX веке, в 1864 г. [15].
Владеющие кустарными промыслами крестьяне объединяются в кустарно-промысловую артель «Смычка».
Работа у дома: на земле, со скотом - теперь никак не могла прокормить семью. Поэтому уже все мужчины работают на тульских заводах, более всего на оружейном и патронном.
Дети учатся не только в четырехклассной горельской школе, но и в Туле. В 30-е годы ХХ в. силами комсомольцев построено новое здание школы у Любомудровского парка. На месте этой школы в конце 50-х построено здание, которое теперь занимает библиотека. А тогда, в 30-е годы, школа стала семилетней.
С 1918 г. в конфискованном доме Любомудровых организуется Нардом. Руководит им до 1925 г. Николай Никифорович Кожухов. Позднее Нардом преобразовали в клуб. При Нардоме и клубе была библиотека. Молодежь активно привлекается к постановке пьес и другим формам художественной самодеятельности. В этом большую роль сыграли учителя горельской школы тех лет: Кожухова Надежда Егоровна, Темнова Аграфена Акимовна, Кожемякина Анастасия Дмитриевна и другие.
Около 30-ти лет клубом заведовал Кожухов Яков Гаврилович. В 30-е годы в село пришли электричество и кино.
К концу 30-х годов появляется военный аэродром. Воинская часть заняла территорию Старо го Дровяного леса и прилегающие к нему с юга и запада поля.
Дети селян получают среднее и высшее образование в Туле и других городах. Активно внедряется атеизм. В 1939 г. был закрыт действовавший в селе 350 лет храм Рождества Богородицы. В послевоенные годы в храме долгое время размещался склад киноматериалов, до тех пор, пока церковь не разрушилась в забвении. Жители растаскивали плиты художественного литья, покрывавшие пол храма, каменные плиты, кирпичи.
Сталинский режим переселил в Горелки в 1938 г. группу приволжских татар. Первые годы татары жили в землянках. В настоящее время татары иногда собираются вместе для общих молитв, по их просьбе на горельском кладбище отведен специальный участок для мусульманских захоронений.
Из каждой семьи уходили на фронты Великой Отечественной войны горельские мужчины. Всего участниками войны были более ста человек из приблизительно четырехсот-пятисот человек населения Горелок тех лет. Некоторые из них дошли до Берлина. Это Павлов Николай Федорович, Тем нов Павел Акимович, Щеглов Иван Иванович.
Меньше половины вернулись в семьи, не редко искалеченные. Остальные погибли в пекле войны. Имена 35 из них занесены в Книгу Памяти Тульской области, имена же 17 человек пока в ней не упомянуты [30].
Во время войны на горельском аэродроме размещались летчики из полка Нормандия-Неман. С тех пор старожилы называют территорию воинской части «Нормандия». В самих Горелках располагался штаб одной из частей сухопутных войск. В Клокове стояли зенитные орудия, зенитки же находились и в поле за Горелками.
Вся горельская молодежь от 14 до 17 лет была привлечена на трудовой фронт: рыли противотанковые рвы, строили капониры, расчищали снег на аэродроме и на шоссе Тула-Москва.
Участники трудового фронта:
Кузьмина Раиса Ивановна, Кузнецова Таисия Михайловна — расчищали снег на аэродроме и шоссе;
Савельева Нина Васильевна — выполняла различные работы в совхозе ТОЗ;
Гордеев Михаил Николаевич — рыл окопы;
Темпов Иван Николаевич — строил аэродром; Темнова Анна Ивановна, Поляков Петр Алексеевич, Полякова Зинаида Алексеевна, Глухова Нина Сергеевна, Тихонова Антонина Алексеевна - рыли окопы, таскали лес, строили капониры.
Мужчины, не призванные в армию, работали на тульских оборонных заводах или были эвакуированы на Урал.
На оборонных заводах Тулы работали:
Савельев Иван Лаврентьевич
Горшков Федор Иванович
Горшков Константин Иванович
Павлов Виктор Федорович
Савельев Николай Сергеевич
Савельев Константин Сергеевич
Савельев Иван Павлович
Савельев Константин Петрович.
До 50-х годов прошлого века в Горелках жили преимущественно коренные жители, чьи предки обитали здесь несколько столетий: Беловы, Варламовы, Горшковы, Глуховы, Егоровы, Кожуховы, Костиковы, Кузнецовы, Лобановы, Пчелкины, Савельевы, Сироткины, Темновы, Тихоновы, Щегловы. Тогда еще чтились традиции совместного проведения праздников, хорового пения, плясок, посещения леса на Троицу, прославления Христа детьми ранним утром 7 января и т.д. В теплое время хороводы и развлечения проводили на Гомозейной поляне. Там в 30-е годы по вечерам показывали кинофильмы. Эта поляна расположена на территории застройки в Охотном переулке.
С конца пятидесятых годов начинается интенсивный приток населения в Горелки из других районов Тульской области и других областей. Под усадьбы выделяется территория сосновой рощи, для чего рощу уничтожили; затем церковная поляна и поляны, которые ранее служили для выпаса скота. В те же годы многие гектары бывших полей отданы под садовые кооперативы. С тех пор Горелки окружены тысячами дачных участков, куда приезжают трудиться и отдыхать туляки из всех районов города.
В 1957 году Горелки получают статус рабочего поселка и становятся частью Зареченского района г. Тулы.
Население Горелок растет очень быстро. Большой жилой фонд построен для военнослужащих вблизи территории вертолетного полка. В 90-е годы на месте садов подсобного хозяйства ТО3 выстроены сотни особняков. Само подсобное хозяйство ликвидировано.
В 1991 г. восстановлен из руин храм Рождества Богородицы. Восстановительные работы проходили под руководством священника отца Василия Гаджиги. Воссоздание храма проводилось в том числе и на пожертвования, собранные у населения Горелок, Алешни, Октябрьского поселка, деревень Ивановки, Федоровки, Скорнево и села Архангельского. Некоторые жители Горелок добровольно помогали при расчистке руин старого храма. Восстановление прошло приблизительно за 4 года (1987-1991 гг.). В 1999 г. храм и постройки при нем переданы Богородице-Рождественскому монастырю.
В конце 90-х в Горелки проведена троллейбусная линия. Поселок постепенно газифицируется.
В Горелках успешно работают ПОГАТ №1 и другие предприятия, связанные с обслуживанием автомобилей.
Итак, мы рассмотрели несколько страниц из истории поселка Горелки, расположенного на территории, принадлежавшей когда-то старинному русскому селу.


Источники и литература:

1. Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. М., 1850.
2. Ашурков В.Н. Страницы Тульской старины. Тула, 1988.
3. Ашурков В.Н. Тульские оружейники. Тула, 1947.
4. Белоцерковский Т.М. Тула и Тульский уезд в XVI-XVII вв., Киев, 1915.
5. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб. 1892-1905.
6. Вся Тула и Тульская губерния. Тула. 1925.
7. ГАТО. Ф.12, оп. 3 д. 40.
8. ГАТО. Ф.12, оп. 2, д. 1433, д. 3054, д. 2368, д. 2294.
9. ГАТО. Ф. 55, оп. 2, д. 344, д. 767.
10. ГАТО. Ф. 74, оп. 1/3, дд. 371, 372.
11. ГАТО. Ф.74, оп. 74, т. 3, д. 435.
12. ГАТО. Ф. 121, оп. 1, дд. 435, 1875.
13. ГАТО. Ф. 121, оп. 2, дд. 528, 529, 547, 897, 1183.
14. ГАТО. Ф. 291, оп. 9, д. 4.
15. ГАТО. Ф. 291, оп. 11а/52, дд. 290, 290, 291, 286, 287.
16. ГАТО. Ф. 324, оп. 1, д. 2.
17. ГАТО. Ф. 325, оп. 1, д. 2.
18. ГАТО. Ф. 326, оп. 1, д. 6.
19. ГАТО. Ф. 327, оп. 1, д. 1,2.
20. ГАТО. Ф. 328, оп. 1, д. 1.
21. ГАТО. Ф. 329, оп. 1 д. 7.
22. ГАТО. Ф. 330, оп. 1, д. 5.
23. ГАТО. Ф. 519, оп. 1, дд. 19, 23, 24.
24. ГАТО. Ф. 2146, оп. 1, дд. 1, 2, 3, 4.
25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
26. Заозерская Е.Н. У истоков производства в русской промышленности в XVI-XVIII вв. М., 1970.
27. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 2000.
28. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987.
29. Костомаров Н.И. Русская история.
30. Книга Памяти Российской Федерации. Тульская область. Тула. 1994, т.1-2, 11.
31. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895.
32. Писцовые книги 1587-89 гг. Санкт-Петербург. 1877.
33. РГАДА. Ф. 271. №1061.
34. Сахаров И.П. Общественное образование Тульской губернии. М., 1832.
35. Сербина К.Н. Крестьянская железоделательная промышленность Центральной России в XVI в. — первой половины XIX в. Л., 1978.
36. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1851-1879.
37. Тульские епархиальные ведомости. 1885 г.
38. У истоков. Газета «Под сенью Муз». №13. 1996.
39. Чернопятов В.И. Дворянское сословие Тульской губернии, М., 1910.
40. Щепкина Е. Тульский уезд XVII в., Киев, 1915.
41. Шватченко О.А. Писцовые книги как источник по истории возникновения и развития сельских поселений ХV - XVIII веков. Журнал «Сельская Россия». Вып. 2. М., 2001.

Информанты:

Коренные жители Горелок Белов М.И., Гончар Е.П., Кожукова Н.А., Савельев Ф.П., Темнов П.И. и многие другие.



Библиографическая ссылка:
Майорова Л. Из истории поселка Горелки / Людмила Майорова // Тульский краеведческий альманах №3. – 2005. – С. 88 – 96.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100