Секреты пряничных форм мастера Авдеева




В нашей стране изготавливается множество пряников: тверские, архангельские, московские, городецкие, вяземские. Но, пожалуй, только тульские пряники можно назвать красивым лакомством. Вкус тульского пряника знаком многим. Но не все знают, кому он обязан своей красотой. А красоту эту создает человек, чья профессия называется резчик пряничных досок.
Наиболее известным мастером-резчиком последнего десятилетия является Д.Ю. Авдеев. Он — потомственный туляк, первый среди резчиков пряничных форм получил профессиональное художественное образование. Дмитрий Юрьевич закончил Абрамцевское художественно-промышленное училище. Тема его дипломной работы была пряничная: набор резных досок c тульскими сюжетами. В процессе отработки эскизной части диплома Дмитрий Юрьевич консультировался с тульскими мастерами-резчиками Александром Васильевичем Соколовым и Николаем Васильевичем Горчаковым.
Результатом пятимесячной работы над дипломом явились девять пряничных форм под названием «Тула — город древний, город трудовой», по которым была отпечатана опытная партия пряников.
B 1998 году Д.Ю. Авдеев предложил администрации фабрики «Ясная Поляна» пряничные формы «Успенский Собор» и в 25-летие кондитерской фабрики «Ясная Поляна».
Дмитрий Юрьевич — художник и резчик в одном лице. Он творчески подходит к разработкам эскизной части, внося что-то свое, новое, опираясь на старые традиции тульского пряничного промысла.
За время работы на фабрике «Ясная Поляна» мастер разработал и изготовил более 400 форм. Им были созданы яркие композиции, основанные на народных традициях. Особое внимание привлекают пряники «Корона России», «Двуглавый орел», серия пряников, посвященных Ясной Поляне, музею Поленова, мемориалу на Куликовом поле.
Слава тульских пряников, вкусного и красивого лакомства, общеизвестна. Многие города России хотели иметь пряники, посвященные именно им. Пряничные формы заказывали Якутск, Санкт-Петербург, Москва, Александров, Сергиев Посад, Нижний Новгород и другие.
Уникальной является почетная пятикилограммовая пряничная форма со сменными именными юбилейными надписями-вставками. Это «ноу-хау» в пряничном производстве. Разнообразные вставки позволяют на основе одной формы создать по желанию заказчика пряники c различными надписями.
Пряничные доски Д.Ю. Авдеева отличаются большим тематическим разнообразием. Мастер подготовил серию пряничных досок «Знаки Зодиака». Пряники «Кого люблю, тому дарю!», «Мой ангел», «3наки дружбы, верности и любви» имеют форму сердца. Они пользуются особой популярностью у молодоженов и именинников. Большой интерес представляют и деревянные формы, изготовленные ко всем праздничным датам календаря.
Фигурные пряники в тульском пряничном производстве были незаслуженно забыты. Дмитрий Юрьевич приложил много усилий, чтобы они получили вторую жизнь. Огромной популярностью у детворы пользуются фигурные пряники с изображением птиц, животных, рыбок и растений. Пряники «Кошка», «Ежик», «Медведь», «Белочка», «Матрешка», «Пушка», «Старичок-боровичок», «Курочка», «Петушок» и другие — не только вкусные лакомства, но и интересные игрушки для мальчишек и девчонок. Кстати, среди досок мастера Авдеева есть доски c именами Таня, Ваня, Катя и т.д. Каждый может купить свой именной пряник.
Дмитрий Юрьевич — по-настоящему влюбленный в свое дело человек. Видимо, поэтому пряники, изготовленные на его досках, такие жизнерадостные и светлые.
Работа над пряничными досками требует непрерывного совершенствования мастерства. Мастер Авдеев находится в постоянном поиске, открывая все новые и новые секреты в своем ремесле. Ик много. Вот некоторые из них.
Хорошая пряничная доска может получиться только из качественной древесины. Перед изготовлением каждой доски Дмитрий Юрьевич тщательно отбирает заготовку. Такой заготовкой может стать лишь небольшая часть ствола дерева. Затем заготовке придают необходимую форму и делают общее углубление пряника, которое называют «колодец».
Эту трудоемкую работу Дмитрий Юрьевич механизировал, применяя электрофрезерный станок. Когда заготовка готова, на нее наносят рисунок. Интересно, что рисунок наносится в зеркaльном отображении. Для проверки правильности рисунка Д.Ю. Авдеев использует пластилиновый оттиск. Прежние мастера пользовались только зеркалом.
Общая форма изображения выполняется посредством широких и плавных выемок в глубь формовочной доски. В зависимости от характера изображаемой фигуры основные выемки получают различную глубину, определяя рельеф самого пряника. По склонам первичных схематизирующих выемок мастер Авдеев производит детальную последующую орнаментировку, которaя состоит из ряда характерных мелких узоров, густо покрывающих различные участки основного углубления. Такие узоры называются зубчиками, желобками, копытцами, полукруглыми гребешками, граненой сеткой, бусами, стрелками. Эти разнообразные узоры, покрывающие почти всю поверхность пряника, создают неповторимый вид, характерный только для тульского пряника.
Кропотливaя работа над формой производится многими стамесками. Среди них есть плоские и полукруглые, узкие и широкие.
При изготовлении пряничной доски нельзя допустить ошибку. Скол, подклейка неприемлемы. Пряничнaя доска будет загублена.
Работа резчика пряничных досок уникальна, подстать легендарному Левше. Изготовление пряничных досок — большое искусство.
Все попытки применять жесткие формы, делать доски из других материалов, механизировать процесс потерпели неудачу. Поэтому даже при переходе к промышленному производству сохранилась уникальная профессия резчика пряничных форм. Именно мастерство таких резчиков, как Дмитрий Юрьевич Авдеев, создают неповторимый вид тульского пряника.

Литература:
1. Колесник Л.C., Сулимова T.H., Соколова M.H., Кудряшова O.И. Тула - пряничная столица. - Тула: Гриф и К. 2004.
2. Ирина Парамонова. Тула. Хроника ХХ столетия. - Тула: издательство ШАР, 2003.

Библиографическая ссылка:
Авдеева Е. Секреты пряничных форм мастера Авдеева / Евгения Авдеева // Тульский краеведческий альманах
№3. – 2005. – С. 150 – 151.




Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100