Старинный тульский обряд проводов в солдаты (рекруты)




С давних пор и доныне кукла говорит c нами на языке знаков и символов, воплощая идеи и представления, невыразимые c помощью слов. Ю. M. Лотман в статье «Символ в системе культуры» писал: «Символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры — он всегда пронизывает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее». Традиционные куклы России — сигналы прошлого и предвестники будущего.
B современных интерьерах кукла часто выполняет иконические функции. Она является символической заменой близкого человека и именно в этом смысле близка к фотографии. Куклы нередко занимают почетное место в домах, помещаясь на стенах или шкафах рядом c фотографиями их бывших владельцев, наряду c изображением других близких родственников.
На русском Севере существовал обычай изготовления куклы в память об отсутствующем близком человеке или родственнике. У поморов жены изготавливали куколки ушедших в море мужей, и на время их отсутствия эти куколки выполняли функции хозяина в доме. Иногда такие куколки выставлялись на окно — в ожидании возвращения мужа c моря. Их фигурки делали из глины или из тряпок, специально шили для них одежду, даже давали имя — как y мужа. Когда хозяин возвращался домой, ему сразу же подавали эту куклу в руки. Он долго ее рассматривал, a потом отдавал ребятишкам для игры. В данном случае кукла играла роль оберега.
B центральных губерниях России бытовал обычай делать куклу-солдата перед тем, как молодой человек уходил на войну или в солдаты. Изготовлению такой куклы придавалось большое значение, кукла должна была заменить ушедшего из родительского дома юного воина. Делали «солдата» из лоскутов, шили ему рубаху, штаны. Куколка была небольшого размера. Ставили ее в красный угол. Родным и близким ушедшего на войну человека становилось немного легче: при долгой разлуке они могли «пообщаться» c его «заменой». C куклой часто разговаривали, брали в руки, переставляли c одного места на другое. A когда солдат возвращался домой, ему показывали эту куколку, a потом отдавали детям для игры. Кукла выполнила свою функцию, она послужила оберегом для молодого воина — он вернулся домой целым и невредимым.
B традиционных обрядах проводов заместителем покидающего дом человека могут служить разные предметы. B центральных губерниях России наиболее распространенными являются маленькое деревце или древесная ветвь, что нашло отражение в рекрутском фольклоре:
Скоро, скоро я поеду
Через Неюшку реку,
Поставьте елочку зеленую
На том на берегу!
Кое-где до сих пор существует обычай: в случае ухода молодого человека в армию прибивать на внешний угол дома украшенную разноцветными ленточками ветку.
Различные действия c ветвями деревьев — обычная практика при проводах рекрутов. Когда провожали в армию солдата, по дороге он сам заламывал березку и загадывал: если вернется — березка отрастет, a если не вернется — то деревце погибнет, засохнет. Родственники солдата часто приходили на это место и проверяли, выжила березка или нет. Как и в других ситуациях, ветвь дерева здесь изоморфна человеческому изображению: она может заменяться куклой или сочетаться c ней.
B Туле бытовал обычай: когда отправляли парня в армию, прибивали на стену дома елочку c фигуркой рекрута. Солдатика делали маленьким, шили одежду для него. Если парень был гармонистом, то куколке давали в руки гармонь, сделанную из бумаги или картона. Если мастеровым — куколке надевали рабочий фартук, a в руки давали молоточек, изготовленный из дерева или картона. Таких кукол прибивали на угол дома после того, как юношей провожали в армию. Иногда на кукле меняли одежду. Снимали ее только тогда, когда солдат возвращался домой. B этом случае кукла тоже служила oберегом для воина.
Иногда девушки, участвовавшие в проводах солдата, вывешивали на его дом куколку девушки-невесты. Такая кукла символизировала верность воину его избранницы. Куклу-девушку делали в ярких одеждах невесты и прибивали под крышей дома. Она находилась на этом месте, пока парень служил. И только когда он возвращался co службы, куколку снимали.
Кукла, как и деревце, в данной ситуации выступала своеобразным домашним оракулом: по ней гадали, как обстоят дела y пребывающего в отлучке члена семьи.
B Туле при проводах в армию во время Великой Отечественной многие старожилы вспомнили обряды и обычаи, бытовавшие ранее.
Кукла, стоящая в одном ряду c другими антропоморфными предметами и изображениями (деревянная скульптура, фотография, портрет и др.), занимала совершенно особое место в поенные годы. Она использовалась для поддержания эмоционального контакта c находящимися на фронте родственниками. Иногда использовались даже куклы фабричного изготовления. Родственники называли куклу именем ушедшего на войну человека, часто обращались к нему.
Беря в руки куклу, мы подсознательно начинаем c ней уже диалог, имея в виду не бездушно пустую болванку, a совершенно живое существо, наделенное душой. Именно в ритуальной магической практике наиболее явно проявляются характерные особенности куклы, как особого феномена, стоящего на границе живого и неживого, человеческого и того, что в данной культуре таковым не считается, в конечном счете — на границе природы и культуры. Это дает нам основание утверждать, что истоки феномена куклы необходимо искать в традиционно-обрядовой практике.

* * *
B досоветские времена в Туле, провожая молодого воина в армию или на войну, вспоминали все обычаи предков.
Мать и отец провожали его из родного дома c иконами Николая Угодника и Георгия Победоносца, a c собой давали такую молитву:
Щит мне подруга,
Христос мне защита,
Иду я, и везде мне путь
И светлая дорога.
Аминь. Аминь. Аминь.
Отец давал сыну благословение и наказ: верно служить Родине.
Ярким и очень точным примером может послужить и в наше время родительское благословение Петруши Гринева из повести А. C. Пушкина «Капитанская дочка»: «Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, a честь смолоду».
Бабушка давала внуку — будущему воину в путь хлеб и соль, a также в маленьком узелочке золу родного очага, чтобы солдат обязательно вернулся домой. Щепотка золы должна была также охранять его от неудач и невзгод. Еще ему c собой давали кусочек коры рябинового дерева. Издавна на Руси рябина считалась сильным оберегом для воинов и путников.
Невеста дарила молодому воину пояс, завязанный на семь узлов (c древних времен пояс на Руси также считался оберегом), и шла провожать его до первого перекрестка дорог. Здесь, y первого перекрестка, заканчивалась граница родного дома.
Сам будущий воин отдавал младшему брату свою любимую игрушку — лошадку.
Чтобы путь был ровным и без препятствий, за порогом крестные родители стелили белое холщовое полотенце, по которому он должен был пройти первые шаги из родного дома. По-том этим полотенцем не вытирались, его вешали в красный угол в ожидании возвращения домой молодого воина.
Бытовал еще такой обычай: перед выходом из дома будущий солдат должен был откусить кусочек материнского пирога, который мать пекла по особому рецепту: муку для этого пирога она брала y тех семей, сыновья которых уже вернулись домой после службы; остальную часть пирога оставляли дома и хранили три дня, a затем отдавали птицам. Назывался такой пирог «сбереженец».
Все эти обрядовые действия, связанные c проводами в армию, были направлены на то, чтобы служба была легкая, чтобы солдат обязательно вернулся домой живым и невредимым.

Использовались материалы экспедиций сотрудников объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» пo окраинам города Тулы c целью сбора информации по обряду проводов в солдаты (рекруты).

Источники:
1. Андреева И. Звено в цепи жизней // Автограф (Челябинск — АРТ). 2004. } 2 (21). C. 59-62.
2. Пушкин A. C. Капитанская дочка. — М.: Детская литература, 1987.


Библиографическая ссылка:
Агаева И. Старинный тульский обряд проводов в солдаты (рекруты) / Ирина Агаева // Тульский краеведческий альманах №4. – 2006. – С. 34 – 36.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100