В кремлевском саду (по материалам ГАУ ТО «Государственный архив»)

Екатерина СЕДЫХ

Отметить праздничное событие, отдохнуть после рабочего дня или раз­веять скуку серых будней — людям свойственно развлекаться и веселиться. И в каждом городе для этого есть особые места — городские сады. Действи­тельно, что может быть лучше, чем прогулка по тенистым аллеям, где деревья окружают ласковой прохладой, издалека доносится шум аттракционов и смех отдыхающих, а от палаток пахнет разными вкусностями. В Туле одним из та­ких мест являлся Кремлевский сад, заложенный еще в XIX веке и выглядев­ший несколько иначе, чем сегодня.
Немного предыстории. В 30-е годы XIX в. центр города был местом, где в основном сосредоточивалась торговля. С внутренней стороны кремлевских стен тульским купечеством были по­строены каменные торговые ряды (частично сохранившие­ся до сих пор), а с внешней — располагался Сенной рынок, где крестьяне продавали сено, зерно и скот.
Пожар 1834 г. в Туле уничтожил почти все деревян­ные постройки в городе, в том числе и Сенной рынок возле Кремля. Тогда и было решено: рынок не восстанавливать, а место в центре города облагородить. Комитет по устрой­ству города Тулы подал на рассмотрение в городскую Думу проект устройства сада и бульвара около Кремля. Дума про­ект одобрила и выделила на его осуществление 214 руб.30 коп. серебром[1].

Новый сад стал одним из любимых мест туляков, пре­жде всего из-за обилия зелени и цветов. Бульвары и аллеи сада опоясывали Кремль с трех сторон: от Одоевских ворот до Никитской башни, дальше мимо Ивановских ворот и по на­бережной реки Упы, которая в настоящее время, к сожалению, недоступна, поскольку находится на территории Тульского оружейного завода. Упа тогда была достаточно чистой и глубо­кой, в ней можно было купаться или совершать водные про­гулки, взяв лодку напрокат.
Кремлевский сад утопал в цветах; в нем были не толь­ко многочисленные клумбы, но имелась даже оранжерея с парниками, где росли фруктовые деревья, розовые, жасми­новые кусты и другие цветы. В 50-е годы XIX века оранже­рею содержал тульский мещанин Александр Пушкин[2].
Нагулявшись по саду, туляки могли перекусить в двух буфетах, где продавались «различные вина, кушанья, чай и фруктовые воды»[3]. Неподалеку находился торговый павильон известно­го тульского кондитера Ивана Алексеевича Скворцова, свекра популярного тульского пряничника Петра Ивановича Козлова[4]. У Скворцова продавались всевозможные конфеты, пирожные, печенья разных сортов, торты и, конечно же, тульские пряники[5]. Похожее на теремок деревянное здание пави­льона украшали флаги стран, чья продукция продавалась в магазинах Сквор­цова и Козлова.
В Кремлевском саду имелись места для любителей более активного от­дыха. В разнообразных публичных аттракционах, впервые появившихся в Туле именно в Кремлевском саду, горожане могли испытать себя в ловкости и меткости[7]. В 1884 г. тульский купец Василий Федулович Сафонов решил устроить кегельбан и тир для стрельбы из духовых ружей[8]. В документах туль­ской губернской строительной комиссии сохранился план этих построек[9]. Деревянные здания аттракционов располагались справа от башни Ивановских ворот рядом с площадкой для музыкальных выступлений. Как видно по плану, катая шары в кегельбане или стреляя по мишеням в тире, по­сетители слышали духовой оркестр, располагавшийся по соседству. Он часто давал здесь выступления, и громкие звуки «живой» музыки были одним из главных факторов, создававших праздничное настроение и манивших сюда все слои населения, особенно молодежь.
Немного позднее появились воздушные качели, сконструированные крестья­нином Михаилом Лаврентьевым. Этот аттракцион предназначался, прежде всего, для влюбленных парочек. К общей перекладине были привешены восемь гондол, каждая из которых вмещала двух человек[10]. Молодые люди могли посоревноваться друг с другом, чья гондола взлетит выше, а девушки — чей смех или испуг будет са­мым привлекательным. А как красиво развевались длинные платья, волосы и ленты!
Устроители аттракционов не забыли и про детей, которые могли по­играть в «метание колец»[11]. Суть игры заключалась в том, что нужно было с определенного расстояния кидать кольца, попадая на столбик.
Нарядно одетые посетители Кремлевского сада с удовольствием захо­дили в павильон для моментальной фотографии[12], открытый Лаврентьевым в 1910 г.
О любви туляков к Кремлевскому саду говорит и то, что здесь летом отдыхали члены клуба тульского Дворянского собрания, для чего специально был построен двухэтажный деревянный павильон[13], чтобы не смешиваться с «низкой публикой».
Как уже упоминалось, для публики в Кремлев­ском саду часто играли музыканты, ставились спек­такли. Для их выступлений имелись открытые сцены — воксалы и специальный павильон для музыки, ме­стонахождение которых видно на плане. Одна из сцен находилась справа от башни Ивановских во­рот, а вторая и музыкальный павильон — на набереж­ной реки Упы.
Праздничные вечера и представления устраива­лись не только ради развлечений. Деньги, собранные за представления, и специально устраиваемые лотереи, зачастую шли на благотворительность. Например, для оплаты обучения несостоятельных учениц женской гимназии[14], либо в пользу организующегося общества содействия физическому развитию[15]. В «Тульских гу­бернских ведомостях» от 31 июля 1876 г. описывается один из таких вечеров, устроенный тульским Обще­ством попечения о больных и раненых воинах: «С 6-ти вечера в саду играли два оркестра военной духовой музыки; в сумерках дорожки сада очень красиво были иллюминированы разноцветными фонарями, а в 9 ч. ве­чера был сожжен фейерверк, который состоял из самых разнообразных и чрезвычайно красивых фигур»[16].
В Кремлевском саду частенько устраивались те­атральные представления на открытой сцене, но это было возможно только летом. Спектакли давали в основном заезжие труппы. С ростом городского на­селения одного театра становилось недостаточно, особенно в летний период, когда желание выйти из дома было сильнее. Идея строительства в Туле еще одного театра витала в воздухе. В апреле 1875 г. Туль­ский городской голова Николай Никитич Добрынин[17], «обратив внимание на недостаток общественных удовольствий» в городе, предложил городской Думе обсудить вопрос создания постоянного театра в Туле. Дума признала не­обходимым строительство театра и выбрала специальную комиссию, которой было поручено составить смету на постройку театра и указать, «из каких ис­точников и каким способом без обременения жителей новым налогом могут быть покрыты издержки»[18]. Комиссия решила, что для Тулы с количеством жителей примерно в 70 тыс. человек, необходим театр, вмещающий до 700 зрителей и получающий до 500 руб. выручки за представление[19]. Как всег­да, без решения финансового вопроса идея не могла быть реализована. Оп­тимальным способом покрыть финансовые издержки могла стать постройка снаружи западной стороны Кремля на расстоянии 3 саженей (около 6,4 м) от стены каменных торговых лавок, начиная от Казанских (Одоевских) ворот на­против Киевской улицы до Спасской башни напротив церкви Воздвижения и оттуда — до реки Упы по набережной до Кривого моста. Таким, образом, выручка от торговли пошла бы на погашение займа для строительства.
Конечно, многолюдное, а значит, доходное, место в центре города всег­да привлекало внимание торговцев. Как известно, внутри Кремля ранее были именно торговые каменные лавки, а на месте сада ранее располагался рынок. Поэтому идея построить торговые ряды не была чем-то неожиданным или удивительным. Более того, эта мысль уже высказывалась в 1862 г. Тогда пред­лагалось поместить лавки между Казанскими (Одоевскими) и Знаменскими (Пятницкими) воротами с уничтожением части Кремлевского сада и бульвара. Министерство путей сообщения и публичных зданий, которому проект был представлен на рассмотрение, не дало своего соизволения, повелев поискать  другое место для лавок, а «сад около Кремля сохранять и поддерживать»[20]. Кремлевский сад не только не был разрушен, но даже и увеличен на 200 кв. саженей вновь высаженными деревьями и дорожками. А торговые лавки были размещены вдоль улицы Лопатинской (совр. Менделеевской)[21].
Что же касается проекта 1876 г., то хозяйственным департаментом Ми­нистерства внутренних дел из четырех предполагаемых было разрешено стро­ительство только двух корпусов лавок: галантерейного и скобяного. Проек­ты рыбных и мясных лавок были отклонены, в основном, из-за санитарных и эстетических соображений[22].
В 80-е годы XIX в. каменного театра на территории Кремлевского сада еще не существовало, зато на летний сезон открывался временный, распола­гавшийся в одноэтажном деревянном доме, изображенном на плане 1884 г. купца В. Ф. Сафонова. Проходившими в нем театральными постановками го­рожане оставались весьма довольны, о чем в рапорте полицмейстера г. Тулы от 1885 г. читаем: «Состав труппы доходит 15 человек под управлением ан­трепренёра г. Надлер, и отзыв публики об артистическом достоинстве ея был одобрителен»[23].
Таким образом, стараниями тульских властей и пожеланиями населения, во 2-й пол. XIX — нач. XX вв. исторический центр города не был заполнен только торговыми лавками, а стал одним из основных мест культурного отдыха туляков. Утопавший в зелени Кремлевский сад предлагал развлечения на лю­бой, даже самый взыскательный, вкус: неспешные прогулки по тихим аллеям, наслаждение пеньем птиц и испытание себя в различных аттракционах, чаепи­тие вприкуску со знаменитыми тульскими пряниками в кругу приятных собе­седников и просмотры театральных постановок. Но и развлекаясь, туляки не забывали о нуждающихся, и участвовали в благотворительности.
1. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 78. Оп. 2. Д. 65. Л. 1-3.
2. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 84. Оп. 2. Т. 2. Д. 2393. Л. 3.
3. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 90. Оп. 1. Т. 41. Д. 33374. Л. 8.
4. Тула – пряничная столица. Из истории кондитерского дела в России и в Туле. Тула, 2004. С. 22.
5. Там же. С. 20
6. Там же.
7. Аттракцион (фр. attraction — притягивающий) — сооружение или устройство, созданное для развлечений.
8. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 743 Оп. 1. Д. 865. Л. 1.
9. Там же. Л. 4.
10. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 743. Оп. 1. Д. 3122. Л. 2.
11. Там же.
12. Там же.
13. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 743. Оп. 2. Д. 933. Л. 2.
14. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 90. Оп. 1. Т. 41. Д. 34901. Л. 220—221.
15. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 90. Оп. 1. Т. 44. Д. 38637. Л. 4.
16. ТГВ, 1876 г., №61 от 31.07. С. 3.
17. Тульский купец, меценат, почетный гражданин г. Тулы.
18. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 90. Оп. 1. Т. 40. Д. 32791. Л. 2.
19. Там же. Л. 2 об.
20. Там же. Л. 8.
21. Там же. Л. 16 об.
22. Там же. Л. 17.
23. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. 90. Оп. 1. Т. 42. Д. 35692. Л. 1.

Библиографическая ссылка:

Седых Е.  В кремлевском саду (по материалам ГАУ ТО «Государственный архив») / Е. Седых // Тульский краеведческий альманах. - 2012. - Вып. 9. - С. 80-83.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100