Духовное наследие Д.Я. Ваныкина

Людмила ДЗИГОВСКАЯ

Тема тульского купечества и его благотворительности долгое время оставалась «закрытой» для краеведческих публикаций. О Д.Я. Ваныкине доброе слово позволили молвить лишь в конце 80-х годов XX столетия - скромную заметку протоиерея P.P. Лозинского опубликовала газета «Коммунар». «Скажите, для нынешнего поколения говорит о чем-нибудь фамилия Ваныкин? ... Но прошло всего восемь десятков лет и все забыто. Будто не было Ваныкина, не существовало его благотворительности, милосердия», - печалился отец Ростислав[1].
С той поры СМИ периодически знакомили читателей с фактами из биографии благотворителя и подробно останавливались на истории основания тульской городской больницы. Вода и камень точит - справедливость восторжествовала, общественное мнение обрело форму исполкомовского документа. На основании решения Тулгорисполкома № 11-267 от 18.04.1991 г. на здании тульской городской больницы им. Н.А. Семашко установлена мемориальная доска, напоминающая, что больница открыта 20 января 1908 г. и построена на средства купца первой гильдии Д.Я. Ваныкина[2].

«Больница скорой помощи имени Семашко Фото Д.Я. Ваныкина. ГАТО. Ф. 174. On. 2. Д. должна носить имя своего создателя» - внесла предло- 1864. А. 1. жение в 1996 г. архивист Н.Н. Руднева[3].
На основании решения Тульской городской думы № 40/779 от 28.04.2004 г. «О переименовании муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница им. Н.А. Семашко» больнице вновь присвоено имя Д.Я. Ваныкина[4].
Д.Я. Ваныкин не забыт, многочисленные публикации тому свидетельство. «Тульский биографический словарь» поместил о нем статью. «Тульский краеведческий альманах» посвятил «ваныкинской» теме материалы авторов Н. Сениной[5] и И. Парамоновой[6]. В 2008 г. издана книга И. Парамоновой «Больнице скорой медицинской помощи имени Д.Я. Ваныкина - 100 лет».
К сожалению, в советский период портрет Д.Я. Ваныкина был утрачен. Краевед С. Рассаднев, основываясь на легендах, писал, что портрет изображал Д.Я. Ваныкина, строгающим доску за верстаком[7].
Фотограф А. Лыженков, используя современные технологии, со старой фотографии восстановил фотокопию портрета. Художник издательства «Дизайн-коллегия» А. Лыженкова воссоздала его в масле. Портрет подарен тульской больнице им. Д.Я.Ваныкина. Но документального подтверждения тому, что на старой фотографии запечатлен именно Д.Я. Ваныкин, не было.
В Государственном архиве Тульской области найден юридически заверенный экземпляр духовных завещаний Д.Я. Ваныкина. Завещаний два - духовное завещание от 14 февраля 1899 г. и дополнение к духовному завещанию от 23 апреля 1900 г. В завещании названо большое количество лиц, поэтому документы распечатаны в типографии Тульского губернского правления. Оба документа прошиты, на скрепляющую нить наложена печать красного сургуча нотариуса М.П. Преображенского.
На 1-м листе духовного завещания от 14 февраля 1899 г. в правом верхнем углу наклеены две гербовые марки темно-красного цвета, на марках проставлена дата: 6 октября 1900 года. На полях духовного завещания от 14 февраля 1899 г. имеются пометки синим и красным карандашом: подчеркнуты физические и юридические лица, получающие денежные суммы и имущество.
На последнем листе приложения к духовному завещанию от 23 апреля 1900 г. имеются рукописные пометки нотариуса М.П. Преображенского об опечатках в типографском издании.
Внесенные коррективы заверены оттиском личной печати нотариуса.
Дополнение к духовному завещанию от 23 апреля 1900 г. составлено в связи с тем, что приказчик Дмитрия Яковлевича - богородицкий мещанин Мартин Кириллович Соустов, которому были завещаны деньги, производство и продукция, скончался раньше своего хозяина. Один из пунктов в завещании уничтожался, капитал распределился иначе: меньшая часть средств досталась вдове и сыну М.К. Соустова, большая - Тульско-Калужскому попечительству о слепых и дому трудолюбия в г. Туле.
После смерти Д.Я. Ваныкина по решению Тульского окружного суда от 25 июля 1900 г., два нотариальных духовных завещания тульского купца Д.Я. Ваныкина утверждены к исполнению.
К документу приложены, подшиты два экземпляра фотографии Д.Я. Ваныкина, сделанные с одного негатива тульским фотографом С.О. Кантером, размером 10,2x13,6 см.[8]
На фотоснимке тульского фотографа В.И. Вакуленко, относящемся к 1908-10 гг., запечатлено приемное отделение терапевтического корпуса Ваныкинской больницы, которое украшает большой портрет пожилого мужчины, сидящего в кресле. Считалось, что это живописный портрет Д.Я. Ваныкина. Теперь выяснилось, что в больнице был фотопортрет. Фотопортрет в больнице и фотография, приложенная к завещанию, сделаны с одного негатива. Факт акцентирует уникальность найденного фотоснимка. Найден документ, подтверждающий, что на стене приемного отделения терапевтического корпуса действительно был фотопортрет тульского купца Д.Я. Ваныкина.
Его духовное завещание от 14 февраля 1899 г. имеет тринадцать разделов. В каждом разделе несколько пунктов.
Духовное завещание от 14 февраля 1899 г. по традиции начинается с молитвы. Дмитрий Яковлевич, как человек набожный, в первую очередь завещал капиталы учреждениям духовного ведомства - на нужды монастырей и церквей г. Тулы, Тульской губернии, России. Церковь во имя Казанской Божией Матери в г, Туле одарена щедро - Д.Я. Ваныкин был прихожанином Казанской церкви, ее причту предстояло вечно служить в день кончины Д.Я. Ваныкина заупокойную литургию и панихиду.
Переписка по реализации завещанных сумм на строительство и ремонт храмов сохранилась в Госархиве в фонде Тульской духовной консистории[9].
После учреждений духовного ведомства в завещании от 14 февраля 1899 г. названы учреждения образования: завещано на ремесленное училище, коммерческое училище. Завещано даже Императорскому Московскому университету на плату за слушание лекций беднейшим студентам Тульской губернии. К учреждениям образования Д.Я. Ваныкин относился трепетно. Любовь к просвещению сказалась в поступках и в духовном завещании.
Авторы краеведческих публикаций обычно упоминают об учрежденном Д.Я. Ваныкиным ремесленном училище на Калужской улице. Ремесленное училище, основанное Д.Я. Ваныкиным, заслуживает подробного описания.
Дом достался по наследству от тульского купца Семена Трофимовича Красноглазова, находился на углу улиц Петропавловской и Калужской, сейчас это улицы Ленина и Демонстрации. Наследники - Дмитрий Яковлевич Ваныкин и Любовь Трофимовна Трухина - в начале 1890 г. обратились в Тульскую городскую думу с предложением создать ремесленное училище[10]. Проблема заключалась в том, что население Тулы издавна занималось производством изделий из металла и нуждалось в профильных
ное заведение, где можно было бы получить первоначальное образование и одновременно овладеть навыками ремесла. Учредители намеревались основать несколько стипендий имени Семена и Марии Красноглазовых, чтобы дать возможность беднейшим жителям города обучать детей в училище. Дом с большим усадебным местом и деревянными постройками, оцененный в 15 тысяч рублей, передали в собственность Министерству просвещения. В тульское городское казначейство Д.Я. Ваныкин внес 25200 р. с тем, чтобы проценты с 15000 р. шли на выдачу стипендий 5-ти ученикам, а проценты с 10000 р. расходовались на пособия казне по содержанию училища. Тульская городская дума обязалась выплачивать ежегодно по 2000 р. на содержание училища[11].
Тульское ремесленное училище открылось 1 сентября 1894 г., действовало на основании устава ремесленных училищ. В отчете инспектора училища П. Аристова от 7 октября 1904 г. назван социальный состав учащихся. За десять лет деятельности училище окончили: дети привилегированных сословий -31 чел., иностранцев - 4 чел., мещан г. Тулы - 137 чел., мещан других городов - 25 чел., крестьян Тульской губернии - 90 чел., крестьян других губерний - 39 чел. Ученики, получившие образование в тульском ремесленном училище, занимали хорошие должности. Училище прилагало все старания, чтобы помочь учащимся найти работу, поддерживало отношения с руководителями фабрик и учреждений, где работали выпускники.
Плата за обучение взималась в размере 6 р. в год, по полугодиям. Огорчало, что в училище ежегодно принимали только 30 человек, а желающих поступить было в 2 – 3 раза больше. Например, в 1904 г. принято 26 чел., а претендентов было 48.
Изделия учащихся экспонировались на кустарно-промышленных выставках в 1897 г. и в 1900 г. Получили высшие награды: в 1897 г. большую серебряную медаль, в 1900 г. золотую. В 1902 г. училище приняло участие в конкурсе рисунков при Императорской академии художеств. За представленные рисунки своих учеников преподаватель М.М. Галкин представлен к Высочайшей награде. В 1904 г. учащиеся представили рисунки, чертежи и изделия из металла на 3-м съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, получили благодарность от съезда[12].
При ремесленном училище с 1895 г. были учреждены воскресные классы. Слушатели - лица в возрасте от 15 до 30 лет - преимущественно рабочие местных фабрик и заводов. По воскресеньям посещали занятия в ремесленном гимназисты, воспитанники семинарии, реального училища. В 1903 г. из 86 «воскресников» 25 были учащимися других учебных заведений. Воскресные занятия оказались нужными, окончившие один год обучения приходили заниматься в следующем году, некоторые посещали занятия 3-4 года, совершенствуясь в рисовании, черчении. С 1895 г. по 1904 г. получили образование 749 «воскресников». Слушатели, посещающие воскресные занятия, в дальнейшем улучшали свое служебное и материальное положение.
Занятия на воскресных курсах продолжались с 1 сентября по 1 мая, в год около 30 занятий. Преподавали геометрическое черчение 2 часа, техническое черчение 2 часа, рисование 1 час, математику 2 часа, ремесло столярное и слесарное по 2 часа. В мастерских ученики разделялись на две группы: одна столярно-слесарная, другая слесарно-токарная. Плата взималась по 2 руб. в год с целью аккуратного посещения классов. Всеми учебными пособиями, материалами, инструментами учащиеся пользовались бесплатно, за исключением готовален. На содержание воскресных классов городское общество отпускало ежегодно до 600 руб.[13]
В состав попечительства училища входили: почетный смотритель Ю.М. Шембель; члены по назначению от правительства гвардии капитан С.А. Зыбин, горный инженер В.И. Тыдельский, директор самоварной фабрики Баташевых Ф.Ф. Занфтлебен; члены от городского общества Е.С. Томашевич, Н.А. Лебедев, А.С. Баташев. После 1904 г. выбывшего В.И. Тыдельского заменил В.И. Шемарин[14]. Люди делали разумное, доброе, вечное.
О добром и вечном думалось, когда определяли капитал на строительство больницы имени купца Ваныкина. Капитал на строительство больницы внесен в Тульскую городскую управу 20 декабря 1900 г. Это учреждение являлось исполнительным органом Тульской городской думы, ведало делами городского хозяйства. Городская управа контролировала строительство больницы. Именно в фонде городской управы в Государственном архиве Тульской области хранятся многочисленные прошения об определении к должности на вакансии в больнице, чертежи продольного профиля местности для прокладки труб, протоколы заседаний комиссии Общественного здравия, приходные и расходные документы, сметы на строительство больничных корпусов. Из архивных документов узнаем, что строительство больницы совпало с экономическим кризисом, в городе было много безработных. Их нанимали на работы по обустройству территории, что явилось еще одним гуманным актом[15].
В современной юридической практике понятие «духовное завещание» отсутствует. Говоря о завещании, в настоящее время подразумевают лишь материальную строну. В духовном завещании Д.Я. Ваныкина отчетливо цро- слеживается именно духовная, гуманная направленность. Документ тщательно продуман, просчитан. Благу горожан отдано предпочтение. О добром и вечном - так можно кратко определить духовное завещание тульского купца Д.Я. Ваныкина.

1. Лозинский, P.P. Щедрая поддержка // Коммунар. 1989. 10 дек.
2. ГАТО. Ф.Р-252. Оп. 7. Д. 1356. Л. 141.
3. Руднева, Н.Н. Он радел о благе города // Тула вечерняя. 1993. 25 июня.
4. О переименовании муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница имени Н.А. Семашко» // Тула. 2004. 12 мая. С. 21.
5. Сенина, Н. Дмитрий Яковлевич Ваныкин // Тульский краеведческий альманах. Тула, 2005. Вып. 3. С. 103-106.
6. Парамонова, И. Ваныкинская больница: неизвестные страницы истории // Тульский краеведческий альманах. Тула, 2008. Вып. 6. С. 62-70.
7. Рассаднев, С. Жил-был купец Ваныкин // Тульская молва. 1990. № 3. С. 6.
8. ГАТО. Ф. 174. Оп. 2. Д. 1864.
9. Там же. Ф.З. Оп.13. Д. 890.
10. Там же. Ф. 174. Оп.1т.6. Д. 12128. Лл.21-21об.
11. Там же. Ф. Лл.31-31об.
12. Там же. Ф. Ал. 42-49об.
13. Там же. Ал. 54-55об.
14. Там же. Л. 48
15. Там же. Оп.2. Д. 3237

Библиографическая ссылка:

Дзиговская Л. Духовное наследие Д.Я. Ваныкина  / Л. Дзиговская // Тульский краеведческий альманах. - 2013. - Вып. 10. - С.129-133.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100