Архитектор Тульского оружейного завода Михаил Алексеевич Михайлов (1805–1865)

Л.Н. Дзиговская


Изначально Тульскому оружейному заводу определено было стать совершенным в техническом оснащении и в плане кадровой квалификации. Специалисты приглашались талантливые и знающие, они совершенствовались в процессе деятельности, применяли свои навыки в других сферах, на благо общества и Отечества. История архитектора ТОЗ М.А. Михайлова служит тому еще одним примером. Начнем издалека — с гибели детища Петра Великого и создания нового, Николаевского, завода. Именно в тот драматический период был командирован в Тулу начинающий архитектор.

Как Феникс из пепла

Не принято отмечать юбилеи невзгод, но о пожарах, случившихся в июне и сентябре 1834 г. в Туле, вспоминают часто. Трагические события нашли отражение в воспоминаниях современников: И.Ф. Афремова, Н.Ф. Андреева, П.М. Мартынова[1]. Тема до сих пор волнует сограждан, и почти два столетия спустя молодые авторы вновь возвращаются к документам ГАТО, находя новые подробности[2]. По воспоминаниям Н.Ф. Андреева, огонь бушевал с такой силой, что жителям приходилось спасаться на Всехсвятском кладбище три дня. Пожары истребили почти весь город. Тульский оружейный завод превратился в руины. Завершилось функционирование завода, основанного по указу Петра Великого.

Начался новый период в истории ТОЗ Николаевский. Производство казенного оружия на тот период значительно снизилось, процесс восстановления и строительства завода интереса для исследователей не представлял, в краеведческой литературе обозначен бегло, поэтому постараемся воссоздать события подробно.
Для строительства в Туле корпусов оружейного завода Артиллерийский департамент Военного министерства создал особую Комиссию. Комиссия утверждена Его Императорским Величеством 17 июля 1835 г[3]. Формирование Комиссии шло в течение 1835 года из специалистов высокого уровня, приглашенных из Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый претендент назначался генерал-фельдцейхмейстером4 и утверждался императором. Председателем Комиссии назначен генерал-лейтенант Николай Степанович Вельяминов. Члены Комиссии в период ее деятельности менялись. Комиссия начала свою работу с прибытием в Тулу в сентябре 1836 г. руководителя гидротехнических служб генерал-майора Н.И. Яниша[5]. Штаб-квартира Комиссии разместилась в доме оружейника Алпатова на Миллионной улице[6].
Смена кадров не нарушала стабильной деятельности Комиссии. В связи с увольнением от службы командира ТОЗ генерал-майора А.Б. Философова, с 23 мая 1836 г. для участия в работе Комиссии в Тулу направлен вице-директор Инспекторского департамента Генерального штаба артиллерии полковник Яков Петрович Красовский[7]. На место А.Б. Философова в феврале 1837 г. назначен генерал-майор А.И. Сиверс. По назначению генерал-адъютанта Храповицкого от 15 марта 1837 г. «рекомендовано А.И. Сиверсу быть членом Комиссии для построения нового оружейного завода»[8]. В конце 1836 г. Н.И. Яниш по состоянию здоровья вышел в отставку. С 17 ноября 1836 г. его обязанности возложены на инженер-подполковника Э.И. Шуберского, ставшего руководителем гидротехнических сооружений на заводе[9]. Гидротехнические сооружения проектировал инженер-подполковник Я. Потто. В составе Комиссии был механик ТОЗ 5 класса П.Д. Захаво.
В конце 1835 — начале 1836 гг. была готова проектная документация для строительства новых заводских корпусов и зданий. Автором архитектурного проекта заводского комплекса был архитектор В.Ф. Федосеев. Комиссия проектов и смет Главного управления путей сообщения на заседании 18 марта 1835 г. одобрила и утвердила проект, с внесением небольших поправок: деревянные колеса вододействующих машин предлагалось заменить чугунными. Срок строительства завода определился в пять лет[10]. Планов и чертежей по сооружению гидротехнических сооружений насчитывалось 26. Планов на построение гражданских зданий — 30[11]. Проекты и предложения Комиссии рассматривались на Военном совете в департаменте Военных поселений, в Артиллерийском департаменте Военного министерства, утверждались императором Николаем I, и только с их одобрения реализовывались.
В ходе восстановительных и строительных работ проекты требовали дополнений и изменений, снятия копий. Создавались новые проекты мастерских, складов, бытовых сооружений, сметы. Над их выполнением трудился штат заводских специалистов в составе старшего архитектора И.О. Вальпреде[12], младшего архитектора Зябрева, помощника архитектора 9 класса Иванова. В должности младшего архитектора ТОЗ в составе Комиссии в мае 1836 г.[13] утвержден выпускник Московского дворцового архитекторского училища, ученик М.Д. Быковского[14], Михаил Алексеевич Михайлов.
В архитекторской мастерской ТОЗ выполнен эскиз доски, положенной в
фундамент при закладке корпусов Верхнего завода. По предложению Комиссии, изложенному в рапорте от 29 июня 1836 г., Новый каменный завод заложен 2 сентября 1836 г. В честь знаменательного события у тульского оружейника Ивана Дементьева Маликова заказана медная доска с надписью: «Учрежден в царствование Петра Великого 1712 года. Разрушен пожаром 29 июня 1834 года. Заложен новый каменный завод  2 сентября 1836 года в царствование Его Императорского Величества Государя Императора и Самодержца Всероссийского Николая I, в управление Военного министра графа Александра Чернышева, генерала фельдцейхмейстера Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича, директора Артиллерийского департамента генерала от артиллерии Александра Эйлера. Заложение последовало по совершении молитв заводским протоиереем Петром Глаголевым, в присутствии председателя Комиссии, учрежденной для построения сего завода, артиллерии генерал-лейтенанта Николая Вельяминова, члена действительного статского советника Николая Захарьина и присутствующих в комиссии артиллерии полковника Якова Красовского и корпуса инженеров путей сообщения подполковника Эрнеста Шуберского, строитель завода инженер подполковник Яков Потто»[15]. Этот текст цитируют сокращенным, не называя фамилий, но потомкам важны имена граждан, несших тяжкое бремя возрождения.
Осуществление проектов построения завода требовало согласования по различным вопросам с вышестоящими департаментами. Сохранились рапорты членов Комиссии об их отъезде в Москву и Санкт-Петербург. В ноябре 1837 г. ответственными представителями Комиссии для построения нового завода являлись: генерал-майор А.И. Сиверс, механик 5 класса П.Д. Захаво, инженер-подполковник Э.И. Шуберский, старший архитектор Комиссии И.О. Вальпреде[16].
Консультировали реконструкцию и строительство ТОЗ известные специалисты. В 1836-1837 гг. шло обсуждение проекта реконструкции зданий арсенала и складских помещений (магазинов). Военный Совет на заседании 25 сентября 1836 г. постановил: планы и сметы, составленные на перестройку арсенала и укладочных сараев, передать на предварительное рассмотрение строительного комитета при департаменте военных поселений и после его резолюции вновь представить дело на рассмотрение Военного Cовета. Перестройкой арсенала в Туле руководил помощник командира завода артиллерии полковник И.Т. Радожицкий[17]. В рапорте от 16 декабря 1837 г. он докладывал[18], что во второй половине 1836 г., в период обсуждений проекта специалистами департамента, фундаменты и здание арсенала ТОЗ освидетельствовали вице-директор департа мента военных поселений инженер-генерал Ф.И. Рерберг[19] и архитектор 7 класса К. А. Тон[20]. Таковы были масштаб и уровень, историческая значимость событий.
Гидротехнические сооружения на ТОЗ были не менее важны, чем строительство заводских корпусов. К реконструкции плотин завода приступили уже в 1835 г. Ведомости о количестве бревен, необходимых для укрепления плотин, фундаментов Верхнего и Нижнего заводов в 1835–1836 гг. составлены и подписаны Э. Шуберским и Я. Потто[21]. Объем выполненных гидротехнических работ в 1836 г.: «1. По построению плотины положено на забитые в прошлом году круглые сваи насадок 1030 погонных сажен, забито 4415 шпунтовых свай, а под основание плотины 571 кубических сажен забутка и 70 кубических сажен кирпичной кладки; 2. Выпуск воды Верхнего завода окончен до мощения откосов насыпи; 3. Выпуск воды Нижнего завода окончен в главных частях, остается только сделать насыпи 15 куб. сажен и мощение откосов; 4. По перестройке шлюза или нижней плотины разобрано к задним стенам белого лицевого камня  425 погонных сажен и 108 куб. сажен кирпичной кладки; 5. По впуску воды Верхнего завода забито 60 круглых и 60 шпунтовых свай. Работы были Комиссией освидетельствованы во время производства оных, и как при сем замечено, что из каменной кладки на Верхней плотине оказались ключи[22]…». Цитата приведена c целью иллюстрировать колоссальный объем и сложность работ, выполненных за год. Работы по реконструкции продолжались около восьми лет.
Устройства ростверка и фундамента Верхнего и Нижнего заводов сделаны по проекту, выполненному лейтенантом Вильсоном и архитектором 4 класса А.Е. Штаубертом[23] по смете, составленной членами Комиссии[24].
14 сентября 1839 г. департамент военных поселений направил запрос в правление Тульского оружейного завода о размерах денежных расходов на гидротехнические сооружения за пять лет с 1834 по 1939 г. Правление ТОЗ в рапорте от 3 октября 1839 г. в артиллерийский департамент сообщило: «…в предшествовавших пяти годах с 1 июля 1934 по 1 июля 1839 года никаких расходов правление не производило на гидротехнические сооружения по случаю устройства вновь плотины и прочих тому подобных принадлежностей к действию завода после пожара, бывшего 29 июня 1834 года»[25]. Необходимые строительные материалы доставляли бесплатно.
В 1838–1839 гг. приступили к возведению корпусов завода. В ГАТО чертежи и проекты гидротехнических сооружений, цехов на хранение не поступали. Сохранился чертеж мастерской английского механика Д. Джонса, выполненный  младшим архитектором М.А. Михайловым. К ноябрю 1844 г. мастерская была построена из кирпича, в ней находились станки и механизмы с конным приводом, но внутренней отделки еще не произвели. В июле 1845 г. председатель Комиссии Вельяминов распорядился окончательно отделанную мастерскую Д. Джонса передать правлению завода, все находящиеся в ней станки распределили по другим помещениям[26].
Для построения новых цехов завода и зданий бытового назначения из кирпича Комиссия определила выделить в 1838-1839 гг. шесть миллионов штук кирпича. Его производили казенные кирпичники. С целью увеличения объемов производства купец 1-й гильдии Иван Винников взял подряд на выделку кирпича. Подряд утвержден департаментом военных поселений и Военным Советом. Подрядчик поставлял кирпич со своих фабрик, построенных на выгонах Чулковской и Ямской слободы. В феврале 1838 г. И. Винников просил Оружейное общество отвести ему место вблизи кладбища Спаса на горе в Гончарной слободе для строительства еще одного кирпичного завода[27]. Просьба купца удовлетворена.
Помимо реализации проектов государственной важности Комиссии по
строительству нового оружейного завода приходилось решать проблемы быта оружейников, внутризаводские, городские. Архитекторы, состоящие в штате Комиссии, проектировали планы и фасады домов оружейников. Проект реконструкции колокольни заводской церкви во имя Воскресения Христова создан архитектором 9 класса Ивановым, он хранится в фондах ГАТО[28]. В июле 1838 г. колокольня освидетельствована, составлена смета на ее перестройку. Новый проект перестройки колокольни оказался очень скромным: на пяти деревянных столпах — железный навес. Другого пока не могли позволить средства и ресурсы. По Высочайшему повелению от 30 апреля 1838 г. в Туле был учрежден Комитет для устройства города[29]. Его функции состояли в благоустройстве городской среды: ремонт и строительство мостов и дорог, кремлевского сада, казенных зданий[30]. Деятельность Комитета для устройства города существенно дополняла вклад Комитета по строительству нового ТОЗ в формирование нового облика города. По ходатайству Комитета для устройства города набережная, обустроенная стараниями строительных команд ТОЗ и сотрудников Комитета по строительству нового завода, в 1842 г. была обсажена молодыми деревцами[31]. В архивном деле хранится рисунок, согласно которому проект осуществился. Если учесть, что тополь живет от 150 до 200 лет, надеемся, что именно те самые тополя украшают набережную реки Упы со стороны ТОЗ в настоящее время[32]. Или порадуемся верности доброй традиции.
Заводские корпуса, здание правления завода, дома командиров, арсенал, склады, мосты, шлюзы, дамбы, плотины, мельница реконструировались с 1835 по 1843 гг. Весь комплекс завода впервые за свою историю был застроен капитальными кирпичными зданиями по единому проекту. К 1 января 1845 г. согласно ведомости, составленной архитектором М.А. Михайловым, насчитывалось 79 строительных объектов ТОЗ, реконструированных или выстроенных заново[33].
Напряженный рабочий ритм, непосредственное общение с талантливыми профессионалами формировали производственные навыки начинающего архитектора М.А. Михайлова.

Богоявленский храм архитектора Михайлова

Рассказав об экстремальных обстоятельствах, в силу которых на Тульском оружейном заводе появился архитектор Михаил Алексеевич Михайлов, обратимся к его дальнейшим производственным успехам.
Из формулярного списка архитектора ТОЗ М.А. Михайлова за 1849 г. мы узнаем подробности биографии. Его предки были потомственными военными, из обер-офицерских детей. В марте 1824 г. Михаил Алексеевич поступил учеником в Московское дворцовое архитекторское училище. В сентябре 1833 г. выдержал экзамен и удостоился звания архитекторского помощника 3-го класса. Служил в Московском дворцовом архитекторском училище. По его прошению и по предписанию Московского военного генерал-губернатора князя Дмитрия Владимировича Голицына, в 1835 г. назначен чиновником мастерской академика Михаила Доримедонтовича Быковского. В мае 1836 г. определен в комиссию, Высочайше учрежденную для построения нового ТОЗ в Туле, в должности младшего архитектора. В 1841 г. с разрешения Его Императорского Величества повышен – определен архитектором ТОЗ. В начале сентября 1842 г. ремонтно-строительные работы на ТОЗ освидетельствовал император Николай I; завод найден отличным во всех отношениях, Михайлову в числе прочих изъявлено Высочайшее благоволение. В сентябре 1844 г. Михаил Алексеевич определен архитектором в Александровский кадетский корпус. Имел награды: ордена Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени. Женат на дочери губернского секретаря Софии Михайловне Варсонофьевой[34]; семья проживала в 1-й городской части, в каменном двухэтажном доме на Коробковской улице[35]. В формулярном списке имущественное положение определялось как «среднее».
Производственные будни архитектора оружейного завода состояли из осмотра объектов, составления смет и проектов, надзора за строительством. В ГАТО хранятся документы, раскрывающие его скромную, но ответственную деятельность в середине XIX в. Это: освидетельствование технического состояния Верхнего завода (1846)[36], составление плана кладбища Спаса на Горе в Заречье (1853)[37], проект реконструкции здания для школы оружейного завода (1856)38, проект здания церкви во имя Донской Божией Матери в Чулковской слободе[39] (1855–1863).
Большой честью для М.А. Михайлова была работа в 1849-1855 гг. над реализацией проекта строительства Богоявленского собора в Кремле. Факт возведения нового собора следует рассматривать в контексте предшествующей тому истории.
В 1844–1847 гг. велась переписка между Тульской духовной консисторией и Тульской губернской дорожной строительной комиссией по вопросу перестройки Успенского собора в кремле из холодного в тёплый. Тульский губернский архитектор П.А. Дубровский дал заключение, что смена температур повлечет порчу фресковой живописи в соборе и потому утеплять Успенский собор нежелательно[40]. Возник вопрос о возведении нового теплого храма в тульском кремле. Предстояла очередная памятная дата начала Отечественной войны 1812 года, и новый храм в Туле основали как мемориальный. Тем более, что в Москве уже строился новый великолепный храм Христа Спасителя, который в 1837 г. задумал соорудить сам Николай I в память Отечественной войны 1812 года. Выполнение этой задачи было возложено на архитектора К.А. Тона. Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 г. В проекте К.А. Тон воплотил идеологию и философию государственной концепции «теории официальной народности», провозглашенной С.С. Уваровым и ставшей идеологией Российской империи в период царствования Николая I. В соответствии с ней храмы, возводимые в России, должны были соответствовать византийским архетипам, что акцентировало теорию «Москва — Третий Рим». В губернии России направляли соответствующие указы. Еще в 1841 г. в Тульскую духовную консисторию поступило указание св. Синода «О сохранении в проектах новых церквей византийского стиля»[41]. Образцы архитектурного воплощения храмов разработал К.А. Тон. В 1838 г. он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде
(евангелической), колокольни Симонова монастыря, типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 г. вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи деревянных церквей.
Проект Богоявленского собора в Туле должен был соответствовать определенным образцам, его утверждал император Николай I.
В начале 1855 г. проект собора, составленный архитектором ТОЗ М.А. Михайловым и переработанный в столице, передали в Тулу[42]. Богоявленский собор был заложен 24 апреля 1855 г. в один день с освящением знамен тульского ополчения, готовившегося к отправке на Крымскую войну.
Напрашивается вопрос: почему на реализацию столь престижного проекта избран архитектор ведомства ТОЗ? Были зодчие, обладавшие не меньшим профессиональным опытом. Допустим, В.Ф. Федосеев, построивший Казанскую церковь, храм Петра и Павла, Всехсвятскую колокольню? Думается, существенное значение имели факты биографии: отец Михаила Алексеевича, Алексей Григорьевич Михайлов, прапорщик, из обер-офицерских детей, был непосредственным участником сражений под с. Бородино, с. Тарутино, с. Малый Ярославец, при городке Красном; за границей при польском городе Калиш[43]. Сын и внук русских офицеров создал проект храма благодарения и вечной памяти – что может быть возвышенней?
Архитектурное решение храма соединяет в себе традиции византийского и владимиро-суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представляет собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады подчинены точным законам симметрии. Верхняя плоскость фасадов украшена круглыми медальонами, в которых помещались лики святых.
За производством работ при возведении храма наблюдал сам М.А.Михайлов, хозяйственной частью занимался староста Успенского собора В.З. Кузовлев[44].
11 ноября 1862 г. был освящен главный престол Богоявленского собора. И в том же месяце «Тульские епархиальные ведомости» сообщили: «Ноября 18 и 25. Его Преосвященство благоволил в сии дни совершить освящение придельных престолов в новоустановленном теплом соборе 1) во имя св. бл. кн. Александра Невского и 2) св. Николая Мир-Ликийского чудотворца. В служении его преосвященству участвовали братия собора. Торжество освящения в оба дни привлекло множество благоговейных и усердных посетителей»[45].
В 30-х годах XX века собор закрыли. С 1989 г. в перестроенном здании храма разместился Тульский музей оружия, функции здания изменились. Неизменной осталась память о подвигах русского воинства.


1. Афремов, И.Ф. Тульский оружейный завод // История Тульского края. Тула, 2002. С. 151; Андреев, Н.Ф. О пожаре в Туле // Телескоп. 1834. № 29. С. 23–26; Андреев Н.Ф. О втором ужаснейшем пожаре в Туле // Молва. 1834. № 39. С. 182–186, 1834, Ч. XXIII. №7; Мартынов, П.М. Два тульских пожара в 1834 г. и несколько слов о пожарах вообще. // ТГВ. 1873. № 18. 10 марта. С. 292.
2. Чибисова, Е. Тульские пожары 1834 года. // Тульский краеведческий альманах. Вып. 8. Тула. 2011. С. 26–29.
3. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6674. Л. 10.
4. Фельдцейхмейстер (нем., от Feld — поле, и Zeugmeister — цейгмейстер). Главный начальник всей артиллерии.
5. Яниш Николай Иванович (17.10.1782–1854), инженер-генерал-майор (14.04.1829), начальник 3 отдела Московского общества сельских хозяев (1821–1835). В 1806 командирован в армию (и в Англию) по гидротехническим работам. За отличие переведен в корпус военных инженеровмайором путей сообщения в 1810. В 1816 — подполковник. В 1819 — полковник, управляющий Отделением балтийских портов. В 1827 — надзор за проектом преобразования Московского водопровода, В 1828 — в Туле по перестройке плотины при заводе и шлюзов, в 1835 там же, надзор за перестройкой оружейного завода. В 1831 за отличную службу по устройству фонтанов в Москве пожалован орденом Св. Стан. 2-й ст. «Знает Русский, Французский, Английский, историю, математику, гидростатику и прочие науки к инженерной части относящиеся». В 1836 по сост. здоровья уволен в отставку с мундиром и 3000 руб. пенсии. См.: Русский биогр. словарь. В 25 т. под наблюдением А. А. Половцова. 1896–1918.
6. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6674. Л. 10.
7. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6674. Л. 21.
8. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 6674. Л. 26.
9. Шуберский Эрнст Иванович (1795-1871), доктор философии Геттингенского университе та, инженер-генерал-лейтенант, управляющий путями сообщения в Царстве Польском. В 1812 г. поступил в Дерптский университет, из которого затем перешел сначала в Парижский, а потом в Геттингенский. По окончании последнего Ш. стал работать над докторской диссертацией и по защите ее был признан достойным степени доктора философии. Вернувшись в Россию, Ш. блестяще выдержал экзамен при университете и был приглашен поступить на службу в корпус инженеров путей сообщения, куда в ту пору старались привлечь наиболее знающих и даровитых людей. Согласившись на вышеупомянутое предложение, Ш. в 1823 г. был принят на службу с чином поручика. Ему тотчас же было поручено наблюдение за работами на Мариинском канале. Следующей его работой были изыскания по соединению рек Вислы с Неманом. Покончив с этим, Ш. был назначен директором работ на p. Буге, а затем составил проект Тульского оружейного завода. Окончив этот проект и сдав его на рассмотрение особой комиссии, он в 1834 г. назначен был управляющим изысканиями для устройства шоссе от Тулы до Москвы. В том же году состоялось учреждение особой комиссии для построения оружейного завода в Туле, и Ш., будучи еще в чине капитана, был назначен членом этой комиссии, причем ему поручено было заведовать сложными гидравлическими и механическими работами. Усиленные труды его по постройке Тульского оружейного завода были награждены в следующем 1835 г. орденом св. Владимира 4-й степени и чином подполковника. Составив проект Тульско-Орловского шоссе, Ш. был назначен и наблюдателем за работами по приведению этого проекта в исполнение, причем был произведен в полковники и в этом же чине в 1845 г. назначен начальником округа путей сообщения. Вскоре после этого он был произведен в генерал-майоры, а в 1863 г. — в генерал-лейтенанты. Назначенный тогда же членом главного управления путей сообщения, он в следующем году Высочайшим указом был переведен на должность начальника управления путей сообщения в Царстве Польском. См.: Большой русский биогр. словарь. Т. 25. СП б., 1913. С. 133; ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6692. Л. 31.
10. ГАТО. Ф. Р-3947. Оп. 1. Д. 3. Л. 9-10.
11. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6694. Л. 2.
12. Вальпреде Иван Осипович (1805–?). В 1816 г. принят в Академию художеств вольным пенсионером. В 1832 г. Академией художеств Вальпреде дано звание свободного художника за «проект инвалидного дома на 60 человек», в 1842 г. получил звание академика за «проект вододейственного несгораемого оружейного завода». Умер в 1870-х годах. Работы: Атаманский дворец, Новочеркасск (1863); Вознесенский собор, Новочеркасск (1850–1869); Кладбищенская церковь Димитрия Солунского, Новочеркасск (1861–1864); Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Малый Мишкин (1856–1865); Храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», Петровка (1858).
13. ГАТО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 1486. Л. 56. 179
14. Быковский Михаил Доримедонтович (Дормедонтович) (29 октября/10 ноября 1801, Москва — 9 /21 ноября 1885, Москва) — русский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах — идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников.
15. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6700. Л. 2.
16. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 6724. Л. 9–11.
17. Родожицкий (Радожицкий) Илья Тимофеевич (1788-9.04.1861), генерал-майор артиллерии, директор Тульского оружейного завода (1831–1838), писатель, ботаник. Участвовал в заграничный походах русской армии (1813–1815), Русско-турецкой войне (1829). Член Московского общества любителей садоводства, Комитета акклиматизации животных и растений и его Воронежского отдела, Московского общества испытателей природы. Наиболее значительные сочинения: «Всемирная флора» (в 15 т., рукопись), «Записки артиллериста». Проявил храбрость в тушении пожара в г. Туле (29 июня 1834 г.). См.: Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула. 2002. С. 205; Зыбин. С. История Тульского императора Петра Великого оружейного завода. М. 1912. С. 188–189; См.: Большой русский биогр. словарь. Т. 16. СП б., С. 391.
18. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 1094. Л. 15.
19. Рерберг Федор Иванович (1791–1871). Инженер-генерал корпуса инженеров путей сообщения, сенатор. В 1835 г. занял пост вице-директора департамента военных поселений.
20. Тон Константин Андреевич (1794–1881), архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля: храм Христа Спасителя (1837–83, разрушен в 1931, восстановлен в 1994–97) в Москве, Большой Кремлёвский дворец (1839–49) и Оружейная палата (1844–51) Московского Кремля, здания вокзалов Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороги в Москве (1849) и Санкт-Петербурге (1844–51). Использовал новейшие строительные конструкции, в том числе металлические.
21. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 6702. Л. 1-9.
22. Там же. Л. 34-35.
23. Штауберт Александр Егорович (1780–1843) — русский архитектор, представитель классицизма, в основном работавший в Санкт-Петербурге. С 1788 по 1801 гг. учился в Императорской Академии художеств у А.Д. Захарова. После окончания преподавал во 2-м Шляхетском кадетском корпусе и служил в Инженерном департаменте Военного министерства.
24. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 6702. Л. 25-29.
25. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 1112. Л. 5-6.
26. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 1246. Л. 10-10об.
27. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 1125. Л. 8-8об.
28. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 1111.
29. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 1131.
30. Седых Е. Комитет по устройству города Тулы // Тульский краеведческий альманах. 2013. Вып. 10. С. 15–21.
31. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 1172.
32. Следует учесть, что с той поры русло р. Упы существенно изменилось, и тополя растут на территории завода.
33. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 1236. Л. 5–28.
34. ГАТО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 1486. Л. 8об.- 9, 23об.
35. ГАТО. Ф. 84. Оп. 2. Д. 2366. Л. 1.
36. ГАТО. Ф. 187. Оп.1. Д. 1216. Л.38-40.
37. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 2115.
38. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 1728.
39. ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 3322. Л. 4, 17, 100.
40. ГАТО. Ф. 1793. Оп. 1. Д. 2179. Л. 17-17об.
41. ГАТО. Ф. 3. Оп. 9. Д. 157.
42. Муравьева А.Ф. Богоявленский собор Тульского кремля // Тульский краеведческий альманах. 2007. Вып. 5. 2007. C. 20.
43. ГАТО. Ф. 39. Оп. 2. Д. 1486. Л. 56.
44. Приходы и церкви Тульской епархии / Под ред. П.И. Малицкого. Тула, 1895.C. 10–11.
45. Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 24. С. 561.

Библиографическая ссылка:


Дзиговская Л.Н. Архитектор Тульского оружейного завода Михаил Алексеевич Михайлов (1805–1865) // Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.171-179.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100