Из истории дома Дворянского собрания

Н.Н. Кириленко, В.Н. Лёвин


В 2015 г. завершилась реставрация дома № 44 по проспекту Ленина — бывшего здания Дворянского собрания, до недавнего времени — гарнизонного Дома офицеров. Мы хотели бы напомнить читателям «Тульского краеведческого альманаха» историю этого объекта культурного наследия.

Неосуществленный проект

До сих пор в краеведческих публикациях встречается ошибочное утверждение, что здание Дворянского собрания в Туле было построено по проекту видного петербургского архитектора, ученика Карло Росси — Василия Федосеевича Федосеева. На самом деле его проект не был осуществлен.
Наиболее полно подлинная история проектирования и строительства дома Дворянского собрания изложена в книге архитектора В.Н. Уклеина «Тула — каменная летопись» (Тула, 1984). Мы приведем ее вкратце.
Прибыв в Тулу для участия в проектировании перестройки оружейного завода, В.Ф. Федосеев разработал несколько проектов церквей и зданий. Его приезд в наш город совпал по времени с решением дворянства Тульской губернии возвести дом Дворянского собрания.
Была достигнута договоренность о приобретении нескольких земельных участков под это строительство, а в августе 1833 г. В.Ф. Федосеева пригласили составить план, фасад и смету здания.
Зодчий быстро справился с задачей, разработав проект роскошного для Тулы огромного дома, скорее, дворца, в стиле позднего классицизма, с куполом и монументальной колоннадой, в столичном петербургском духе. Дворянское собрание этот проект одобрило, но правительственная комиссия Главного управления путей сообщения и публичных зданий, без санкции которой не могла начаться ни одна подобная стройка в России, сочла излишним устройство купола над большим залом и внесла ряд других поправок.
Федосеев, конечно же, переработал бы проект с учетом этих требований, но тут оказалось, что участки, подобранные для строительства здания, почему-то уже проданы другим лицам, которые не желают их перепродавать Дворянскому собранию. Проект Федосеева был слишком «привязан» к этим участкам, а для реализации в другом месте нуждался в полной переработке.

В духе эклектики

Начались поиски новых участков. Только в 1836 г. Дворянское собрание приобрело у частных лиц два усадебных участка на углу улиц Киевской и Дворянской (ныне проспект Ленина и улица Гоголевская). Федосеев к этому времени был занят иными проектами, а может, и просто не захотел больше связываться с Дворянским собранием.
Стали искать другого зодчего. В конце 1838 г. дал согласие заняться проектом архитектор оружейного завода Иванов. Но ни первый, ни второй его проекты не получили одобрения в Петербурге. Третий, выполненный при участии губернского архитектора Дубровского, был утвержден в конце 1843 г.
Строительство здания начали в 1849 г. Оно возводилось во времена заката позднего русского классицизма и развития эклектики — соединения различных архитектурных стилей, что нашло отражение в его фасадах и интерьерах.
В.Н. Уклеин писал: «На смену ярко выраженной пластичности федосеевских фасадов 1834 года, подчеркнутой пышной коринфской колоннадой, монументальными итальянскими окнами на боковых крыльях и куполом, завершающим композицию, в проекте 1843 года пришла нарочитая плоскостность, почти графичность фасада. Пластичные федосеевские колонны заменены здесь плоскими, словно нарисованными на стенах пилястрами; надоконные сандрики едва выступают из плоскости фасадов <...> В то время как Федосеев введением колоннады придал композиции вертикальные акценты, авторы осуществленного проекта, приняв за основу схему ренессансного палаццо, позаботились о горизонтальности и поярусности фасада. Ну, а в «ушастой» форме наличников, в рисунке входных порталов, в измельченности и сухости карниза ярко проявляется налет эклектики».

Интерьеры: лестница и Колонный зал

В течение двух летних сезонов основные работы были закончены, и осенью 1853 г. приступили к отделке дома. И тут выяснилось, что внутреннее оформление, предусмотренное сметой, было, по словам ставшего в то время губернским предводителем дворянства А.Н. Арсеньева, «так бедно и грубо, что зала наша походила бы более на самый бедный дом частного лица, нежели на благородное собрание»[1].
А.Н. Арсеньев решил превысить смету и существенно обогатить отделку дома. Особой его заслугой можно считать устройство главной парадной лестницы. Этот шедевр литейного искусства был изготовлен на Дугненском заводе (Калужская губерния). Лестница весом около 20 тонн обошлась в три тысячи рублей серебром.
Впечатляет и Колонный зал.
Двадцать мощных на вид колонн на самом деле были выполнены из дерева и являлись полыми футлярами для деревянных стоек, несущих хоры.
Колонны объединены в несколько групп: по три колонны в каждом из четырех углов зала и дважды по две — по его длинным сторонам.
Вместо обычных в классицизме коринфских или ионических капителей колонн проект 1843 г. предусмотрел композитный ордер с орлиными головами, крупными раковинами и другими декоративными элементами.
Внутренней отделкой дома Дворянского собрания руководил архитектор оружейного завода М.А. Михайлов.
8 января 1856 г. дом Дворянского собрания был открыт.

Не только Дворянское собрание

В этом здании проходили дворянские депутатские собрания, на которых дворяне выбирали губернского предводителя дворянства, делегатов на государственные совещания и обсуждали другие вопросы.
Тут же высшее тульское общество проводило свой досуг: в Колонном зале устраивались балы для взрослых и праздничные вечера для детей, проходили концерты и театральные постановки с участием приезжих знаменитых артистов. Надо отметить, что очень многие из этих мероприятий носили благотворительный характер: денежные сборы от их проведения передавались в пользу неимущих учеников мужской и женской гимназии, на содержание домов призрения и т. п.
В 1914 г. в этом здании работала Тульская губернская ученая архивная комиссия, созданная в 1913 г. Ее главной задачей являлись архивные изыскания по местной истории. В 1914-1915 гг. комиссия издавала свои труды. В работе комиссии участвовали тульские краеведы П.И. Малицкий, Н.Е. Северный, Н.И. Троицкий. Комиссия действовала до 1918 г.
В 1915 г. в доме Дворянского собрания располагались губернский лесоохранительный комитет и губернская землеустроительная комиссия, созданная для реализации в Тульской губернии Столыпинской реформы.
В годы Первой мировой войны часть здания была отведена под размещение офицерского госпиталя. 21 ноября 1914 г. во время своего приезда в Тулу госпиталь посетил император Николай II. Здесь же он встретился и с тульскими дворянами.

При советской власти

С марта по май 1917 г. в этом здании проходили заседания Тульского Совета рабочих и крестьянских депутатов.
В первые годы советской власти и в 1920-х гг. бывший дом Дворянского собрания назывался Домом Советов.
В 1918 г. здесь размещались особые отряды ВЦИК, прибывшие в губернию для наведения «революционного порядка», летом 1919 г. проводился 1-й губернский съезд Российского коммунистического союза молодежи. Здесь не раз собирался на свои заседания Тульский губернский Совет.
На проезжей части улицы Коммунаров (бывшей Киевской) перед Домом Советов проводились митинги в годовщины Октябрьской революции и по другим поводам.
С 1921 г. в нескольких помещениях здания находился Дом санитарного просвещения. Главной его задачей была профилактика распространенных тогда инфекционных заболеваний, грозивших эпидемиями. Здесь можно было получить самую подробную информацию о симптомах заразных болезней, путях их распространения и профилактике. Действовали отделы охраны труда, школьной санитарии, благоустройства городов, материнства и младенчества. Самым большим был анатомический отдел. Он же пользовался наибольшей популярностью у посетителей. Там можно было увидеть собранный и разобранный скелет человека, большой набор костей с распилами их в различных направлениях, засушенные и отпрепарированные органы человеческого тела, «дающие вполне точное представление благодаря тщательности работы и сохранению их неизменного вида»[2].
С 1924 г. в этом здании размещался Тульский художественно-исторический музей. Его фонды сложились из экспонатов «Палаты древностей», собиравшихся в течение 25 лет Н.И. Троицким. «Со времени Октябрьского переворота в музей поступили предметы искусства, взятые из помещичьих усадеб (Бобринского, Олсуфьева, Голицына, Гагарина, Оболенского и др.) и частных собраний в Туле, а также полученные из Московского госфонда»[3]. В музее действовали отделы: русская живопись; иностранная живопись; графика; скульптура; фарфор, хрусталь, бисер; мебель; церковная старина; археология. В 1932 г. музей перебрался на Советскую, 68 (там сегодня находится областной краеведческий музей), а в бывших музейных помещениях расположился Дом Красной Армии, ставший впоследствии гарнизонным Домом офицеров.
Кроме того, в бывшем доме Дворянского собрания располагалось региональное отделение Истпарта — научно-исследовательского учреждения, занимавшегося сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции.

Здесь был...

На фасаде здания до последней его реставрации находилось несколько мемориальных досок, рассказывающих о разных событиях, происходивших в нем.
В сентябре 1858 г. здесь состоялось чрезвычайное заседание Дворянского собрания, обсуждавшее вопрос освобождения крестьян от крепостной зависимости. Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.С. Хомяков выступили тогда за освобождение крестьян с земельными наделами.
В 1890 г. тут репетировалась и была впервые показана публике комедия Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». На спектакле присутствовали известные театральные деятели В.И. Немирович-Данченко и А.И. Сумбатов-Южин.
Дважды здесь выступал председатель ВЦИК М.И. Калинин: 2 сентября 1919 г. — на заседании Совета рабочих и красноармейских депутатов и 4 декабря 1926 г. — на 16-й губернской партийной конференции. Событиям первых лет советской власти были посвящены и еще две мемориальные доски: одна — о заседаниях Тульского Совета в 1917 г., другая — об учредительном съезде Тульской губернской комсомольской организации.
Еще одна мемориальная доска напоминала о том, что в этом здании с ноября 1943 г. по май 1944-го неоднократно бывали лётчики формировавшегося в Туле французского полка «Нормандия», героически сражавшегося с немецко-фашистскими захватчиками. Колонный зал благодаря великолепной акустике использовался как лекционный и концертный. Стены его помнят многих выдающихся людей. В нем выступали перед туляками поэты В. Маяковский и Н. Асеев (о них напоминала единая мемориальная доска), ученый К. Циолковский, звучал джаз Л. Утесова, пели
Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский, С. Лемешев, танцевала Г. Уланова, играли скрипач Д. Ойстрах и пианист Э. Гилельс (никто более из этих знаменитостей мемориальной доски не удостоился).
После реставрации 2014-2015 гг. часть мемориальных досок вернулись на фасад здания. На момент подготовки данной статьи (26 июля 2015 г.) мемориальные доски о репетиции «Плодов просвещения» Л.Н. Толстого и о выступлениях М.И. Калинина находились на реставрации, после которой они займут свои места на фасаде дома Дворянского собрания.

Новая жизнь

Реставрация бывшего здания Дворянского собрания являлась одним из самых значимых проектов в сфере культуры Тульской области 2014–2015 гг. Из регионального бюджета на него было выделено 83,7 миллиона рублей.
Фотографии реставрационных работ и интерьеров здания после реставрации приведены на стр. 1- 3 цветной вклейки.
28 апреля 2015 г. состоялась торжественная церемония открытия дома Дворянского собрания после реставрации.
Перед началом церемонии открытия митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил чин освящения здания. Церемония открытия была приурочена ко дню рождения нашей землячки — легендарной разведчицы, детской писательницы, лауреата Государственной премии СССР Зои Воскресенской (1907-1992; она родилась на станции Узловая Богородицкого уезда Тульской губернии, по другим сведениям — в Алексине). Губернатор Тульской обалсти Владимир Груздев и председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов вручили внучке Зои Ивановны Воскресенской — Зое Владимировне Чернаковой — нагрудный знак и удостоверение Почетного гражданина Тульской области. Это звание было посмертно присвоено ее бабушке 6 марта 2015 г.
На церемонии открытия дома Дворянского собрания артисты Тульской областной филармонии устроили костюмированное шоу для гостей праздника: изысканные дамы и галантные кавалеры, одетые по моде середины XIХ в., развлекали тех, кто пришел на открытие.
«Это здание — один из символов возрождающегося города-героя Тулы, — сказал Владимир Груздев. — Теперь в нем, как и прежде, будут проводиться торжественные мероприятия, балы, концерты, выпускные вечера. Здание полностью поступает в пользование всех туляков!»


1. Цит. по кн. Уклеин, В.Н. Тула — каменная летопись. Тула, 1984. С. 84.
2. Преображенский, В.В. Дом санитарного просвещения // По Тульскому краю: пособие для экскурсий. Тула, 1925. С. 467.
3. Соболевский, Г.В., Нарциссов, П. Тульский художественно-исторический музей // По Тульскому краю: пособие для экскурсий. Тула, 1925. С. 418.

Библиографическая ссылка:
Кириленко Н.Н., Лёвин В.Н. Из истории дома Дворянского собрания

 // Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.93-98.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100