К вопросу об иконах Казанской Божией Матери в Казанской церкви г. Тулы

Л.Н. Дзиговская

Для истории культуры города вопрос об иконах Казанской Божией Матери в Казанской церкви г. Тулы не праздный. Мы будем рассматривать не искусствоведческий аспект, но историю бытования икон Богоматери Казанской в тульском храме. Под «бытованием» будем понимать появление икон, реставрацию, события, с ними связанные. Исследование основывается на опубликованных трудах и документах ГАТО. Документы, сохранившиеся в фондах Госархива, позволяют выявить новые факты, на их основе раскрыть особенности ментальности горожан.
О храме во имя Казанской Божией Матери писал протоиерей Р.Р. Лозинский[1]. Автор ссылался на статью священника А. Романова, опубликованную в «Тульских епархиальных ведомостях» за 1862 г.[2] Статья основана на сведениях из писцовых книг, датированных 1687 г.
Из текста писцовых книг узнаем, что каменная Казанская церковь построена в 1646 г. В церкви по левую сторону был придел в два этажа: нижний — во имя архистратига Михаила, верхний — во имя преподобного Сергия Радонежского. Священник А. Романов считал, что до 1646 г. на месте Казанской церкви была церковь во имя архистратига Михаила.

По этому вопросу тульский краевед Н.Ф. Андреев писал следующее: «Надобно знать благочестивому читателю, что до 1646 года на этом месте не существовало церкви; она находилась несколько поодаль и была не каменная, близ башни Водяных ворот деревянного города, во имя архангела Михаила, что доказывает образ его, доселе сохранившийся, писанный в 1639 году. Любопытные могут видеть эту древнюю икону в приделе его имени, по правую сторону Спасителя[3]».
Все авторы сообщают, что возводилась церковь Лукьяном Кирилловым, духовником царя Алексея Михайловича. Строилась на средства царя, на собственные келейные сбережения Лукьяна Кириллова, на пожертвования прихожан. Лукьян Кириллов скончался в Туле и погребен при Казанской церкви.
Священник А. Романов вносит существенное уточнение, что Казанская церковь «в некоторых надписях на церковной утвари XVII века и бумагах консисторского архива 1771 г. называлась соборной, между тем она издревле была приходской, о приходах ея говорит писцовая книга и много других позднейших бумаг разных годов[4]».
Церковь пережила пожар в июне 1834 г., но внутреннее убранство чудом не пострадало. Пострадавшее от пожара здание церкви было разобрано в 1838 г., и на том же месте воздвигнуто новое по проекту архитектора В.Ф. Федосеева. Новое здание церкви освящено в 1858 г. епископом Алексием.
Далее А. Романов пишет, что от Казанской церкви XVII в. сохранился иконостас, который первоначально был устроен в пять ярусов.
В копии с писцовых книг сказано, что над Царскими вратами располагался образ Пресвятой Богородицы Казанской, резной на серебряной «доске», подарен великим государем Алексеем Михайловичем и великой княгиней Марией Ильиничной Романовыми в 7173 (1665) г. Акцент: икона XVII в., гравированная на серебряной доске, особо чтимая, находилась в алтарном иконостасе над Царскими вратами.
Священник А. Романов в главе «Иконы, утварь и книги» перечисляет четыре иконы Казанской Божией Матери:
«…2. Храмовый образ Казанской Божией Матери, также употребляемый в крестных ходах и вообще весьма чтимый в Туле. По преданию он вклад царя Алексея Михайловича. Но в копии с Писцовых книг об этом ни слова. На нем серебряный позлащенный оклад и риза, богато унизана по золотому картону жемчугом, стразами и разноцветными камнями. Мера образа: в длину 1 арш. 13 верш., в ширину 1 арш. 5 . верш.
3. Образ Пресвятыя Богородицы Казанской резной на серебряной доске, мерою длины 5 вершков, поперек полпята вершка, с надписью «сей святый образ пресвятыя Владычицы нашей Богородицы Великий Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец и его благочестивая царица и великая княгиня Мария Ильинична, для рождения и долголетнего здравия сына своего государева царевича и великого князя Симеона Алексеевича приложили ко образу Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанской в Соборную церковь, что на Туле, лета 7173 (1665) июня в 29 день». На словах «приложили» и проч., вероятно, основано предание, что и храмовый образ Казанской Божией Матери — их же вклад.
4. Образ Пресвятой Богородицы Казанской шит золотом и серебром по красному атласу, подпись и риза низаны жемчугом. Предание называет его вкладом царицы Натальи Кирилловны. Так значится он и в писцовой книге г. Сахарова, но в нашей «копии с писцовых книг» об этом нет ни слова. […]
10. Образ Казанския Божией Матери с надписью: «Лета 7206 (1698) фев-
раля 1 дня смиренный Маркел, митрополит Казанский, послал сей святый образ на поклонение всем православным христианам в град Тулу по своему обещанию и по родителей своих в вечное поминовение. А сей святый образ списан с чудотворного образа Казанской Пресвятыя Богородицы, в сущее подобие и меру. А быть сему образу неотносно в церкви Казанския Богородицы, строения государева духовника, протопресвитера Лукиана Кириллова». Мера образу 6,5 и 5,5 . вершков»[5].
Об иконах Казанской Божией Матери в Казанской церкви Тулы вдохновенно поведал в середине XIX в. публицист и краевед Н.Ф. Андреев[6], и нет необходимости пересказывать содержание его публикации.
Документы ГАТО, фонд «Тульская духовная консистория», позволяют проследить события, происшедшие с иконами во второй половине XIX в. и в начале ХХ в.
В январе 1859 г. протоиерей Михаил Прудовский рапортовал в Тульскую духовную консисторию о прошении прихожан Казанской церкви сделать на собственные средства новые серебряные ризы на образ Казанской Божией Матери «с добавлением к тому старой ризы с иконы архангела Михаила». Документ позволяет уточнить местонахождение икон: обе иконы помещались в иконостасе придельного храма во имя Архистратига Михаила[7]. Ответ консистории в архиве не сохранился, но думается, что просьба прихожан была уважена.
Время шло, декоративное обрамление икон менялось, оклады обновлялись. Весной 1890 г. появилась возможность украсить местную храмовую икону Казанской Божией Матери, находящуюся в иконостасе, новой ризой. Оклад выглядел следующим образом: «Настоящая риза на сей иконе, почитаемой издавна чудотворною, устроена — как значится и по описи церков ной — так: над главою Богоматери и Предвечного Младенца венцы, равно как и поля кругом Образа — серебряные, позлащенные, чеканной работы. Убрус на главе Богоматери и одежда ея, как и на Предвечном Младенце, шиты серебром по золотой фольге и унизаны жемчугом, большею частью мелким, с прибавлением по местам — средней и довольно крупной величины. При том вся риза и венцы украшены по местам разного цвета камнями, стразами и другими, но драгоценных камней в том числе нет ни одного8». Церковный староста сообщал, что о времени устройства ризы сведений нет, по отзывам старожилов относят это устройство к концу первой четверти XIX столетия. К концу века образовалось «…то понижение убруса, то помятость в одежде, или порывается местами фольга, или отрываются нити, связующие жемчуг». «Подобное обветшание ризы оказывалось и прежде: лет 25 назад риза была возобновляема в Тульском женском монастыре…»[9]. Судя по описанию, речь шла об иконе, подаренной царицей Натальей Кирилловной.
На собрании прихожан по случаю выбора церковного старосты было объявлено о предложении почетного прихожанина тульского купца Д.Я. Ваныкина об устройстве новой ризы из металла.
Другие документы ГАТО сообщают, что старую ризу предполагали перенести на другой образ — копию с чудотворной иконы, не имеющую риз. «Эта икона обыкновенно замещается в иконостасе, когда чудотворная износится для крестных ходов, а в прочее время находится вместе с иконою Спасителя в особо устроенном киоте»[10].
Тульская духовная консистория обратилась за консультацией к члену Императорского Московского Археологического Общества профессору Тульской духовной семинарии Н.И. Троицкому. В докладной записке ученый изложил ответы по интересующим консисторию вопросам: относительно стиля письма, орнаментов, древности, качества риз и проч. Профессор Троицкий сознавал значимость события для духовной и культурной жизни города. Чтобы сообщить о нем общественности и потомкам, написал статью «Возобновление Казанской иконы Пр. Богородицы, находящейся в Казанской церкви г. Тулы». Статья опубликована в «Памятной книжке Тульской губернии на 1890 год». Впоследствии автор включил ее в монографию о тульском Успенском женском монастыре. Из статьи узнаем, что благодаря финансированию Д.Я. Ваныкина появилась возможность произвести реставрацию иконы в мастерских тульского Успенского женского монастыря.
В мае 1890 г. староста Казанской церкви доносил в Тульскую духовную консисторию об исполнении указа: риза Казанской Божией Матери и Младенца- Христа шита жемчугом по красному атласу. Вся икона украшена позолоченным серебряным окладом чеканной работы, исполненным московским фабрикантом Хлебниковым. Затемненный Св. лик Божией Матери промыт, нижняя часть его залевкашена, лик закрыт слюдою. Работа производилась в самом храме в свободное от богослужений время, исполнена московским художником-иконописцем Щепетовым. Перед реставрацией икону фотографировал знаменитый тульский фотограф Кантер. Три снимка для Палаты древностей взял Н.И. Троицкий.
Тульскому купцу Д.Я. Ваныкину возобновление иконы обошлось в семь тысяч сто двадцать четыре рубля. Благотворитель выразил признательность за исполнение его пожелания. Документ, свидетельствующий об этих событиях, содержит автограф купца Д.Я. Ваныкина[11].
Вышеприведенные документы дают текстовую характеристику декоративного исполнения окладов и одновременно демонстрируют должное, почтительное, даже благоговейное, отношение к иконам. Но в начале ХХ в. сказался духовный кризис, материализмом оказались проникнуты все отношения, в том числе и религия.
Следующее дело «О пропаже из Казанской г. Тулы церкви церковных вещей, значащихся в церковной описи»[12] переносит нас в 1903 г. При проверке церковного имущества не оказалось нескольких вещей, значащихся по описи, составленной в 1895 г. Оная опись до сих пор хранится в ГАТО.
Под № 22 по описи 1895 г. значилась дароносица серебряная. «Дароносица та стояла без употребления под стеклянным колпаком на престоле в левом приделе храма рядом с ковчегом».
Под № 25 по описи 1895 г. значилось кадило серебряное с надписью: «Лета 7170 июня в 1 день Великий Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея России Самодержец пожаловал сие кадило в церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии святаго ея образа Казанския на Тулу в Соборъ».
Под № 123–124 — две иконы Казанской Божией Матери: первая мерою в шесть вершков, на серебряной доске, резной работы с надписью, второй образ шит серебром, а слова М.Р.Ф.У. и И.Х.С. низаны жемчугом. На обороте тропарь заступнице, шитый серебром. Все вещи хранились в ризнице без всякого употребления[13].
К 1903 г. подарки царской семьи бесследно исчезли. Виновником утраты
оказался священник Александр Лебедев. Из объяснения Лебедева: «…икона, считавшаяся царскою и полагавшаяся всегда на аналое в храмовые праздники для благоговейного лобызания верующих, была обыкновенная, небольшого размера, в серебряном окладе с изображением Казанской Б.М., а пропала она лет 15 тому назад. Пропажа эта вызвала в то время искреннее сожаление всех, знавших ее высокое происхождение, в особенности бывшего настоятеля протоиерея Зеленецкого, который при бывших в то время членах причта высказывал сожаление, именно как о царском даре. < ... > Что же касается иконы на металлической досточке, с гравированным изображением Б.М. и с какою-то неразборчивою надписью под ним, то она никогда не считалась царскою и не представлялась замечательною в каком-либо отношении, тем более, что и внешний вид ее не представлял чего-либо ценного ни по материалу, из которого она была сделана, ни по художеству рисунка — потемневшая металлическая дощечка без всякой пробы, вделанная в деревянную доску, с изображением по бокам каких-то святых, с полинявшими ликами, с отвалившимся почти повсюду левкасом и клочками холстины. Да и хранилась она не как редкость, в смысле дорогого дара Высочайшей особы, а как обыкновенная, вышедшая из употребления по своей ветхости, икона. Почему даже не имела для себя определенного места, а лежала вместе с другими не имеющими особой ценности маленькими иконами, то в одном, то в другом всегда отпертом шкафе. (Курсив мой — Л.Д.). Припоминается о. Лебедеву, что несколько лет тому назад в то время, когда по окончании литургии, он собирался идти с иконою, явился в церковь какой-то приезжий скупщик ветхих облачений и обратился к о. Лебедеву с просьбой продать что-либо из ветхого облачения. Т.к. настоятель церкви в то время был в отпуске, то о. Лебедев не вошел с скупщиком ни в какие переговоры, а сказал, что ничего продажного у него нет. Во время разговора скупщик увидел эту икону, стоявшую на окне вместе с другими, попросил уступить хотя бы эту икону. Не придавая особого значения сей иконе, никогда при богослужениях не употреблявшейся и не считавшейся какой-либо древностью, о. Лебедев согласился исполнить его просьбу и не назначил даже за нее какой-либо определенной цены, а предоставил ему, по усердию своему, опустить что-либо в кружку[14]».
Началось следствие по делу о пропавших церковных ценностях.
За консультацией обратились к знатоку церковных древностей профессору Н.И. Троицкому. Он оценил стоимость иконы в 1000 руб. По тем временам большие деньги. Дело получило огласку. Откликнулись московские газеты. Святейший Синод контролировал ситуацию. В конце августа 1904 г. некий А.А. Титов сообщил о появлении на Нижегородской ярмарке разыскиваемой иконы. Икону изъяли и направили в Тулу. Тульской духовной консисторией икона была получена 8 сентября 1904 г.
Протоиерей Р.Р. Лозинский пишет, что некоторые предметы из Казанской церкви были переданы на хранение в Тульское епархиальное древлехранилище. В советское время все старые иконы, даренные монаршими особами, пропали без вести.
На втором этаже Всехсвятского собора в Туле, на столпе в южной части храма, помещена икона Казанской Божией Матери, под ней была табличка с надписью, что данная икона из Казанского собора. Со временем табличку убрали, от греха подальше. Оклад на образе чеканный, серебряный, венцы золоченые. В паспорте на данный артефакт, составленном искусствоведом С.В. Михалевой в 80-е годы ХХ в., значится, что икона написана в середине XIX в. Можно предположить, что это список с чудотворной иконы, о которой говорилось выше. Прихожан икона завораживает особенным мягким свечением.
С 1922 г. пролетарские руководители изымали церковные ценности на нужды трудящихся. Все описи изъятых артефактов хранятся в Госархиве. Об иконах из Казанской церкви сведений не выявлено.
В документах Тульского краеведческого музея сохранились сведения о ветхом образе Казанской Божией Матери: «…древне-греческого стиля письма, во многих местах попорчен…». Икона исключена из фондов музея на основании отношения комитета по делам культурно-просветительных учреждений от 30.03.1949 г. Не факт, что речь идет об иконе из Казанской церкви г. Тулы.
Вот так рассеялось национальное достояние.


1. Лозинский, Р.Р. Страницы минувшего. екст] / Р.Р. Лозинский Тула, 1994. С. 28.
2. Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 13. С. 13-23
3. Андреев, Н.Ф. Казанская церковь в городе Туле екст] // Тульские губернские ведомости. Отд.2. 1853. № 3 (17 янв.). С. 11-15.
4. Тульские епархиальные ведомости. 1862. № 13. С. 13-14.
5. Там же. С. 14-18.
6. Андреев, Н.Ф. Казанская церковь в городе Туле.
7. ГАТО. Ф. 3. Оп. 9. Д. 3185.
8. ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 4046. Л. 1.
9. Там же.
10. Там же. Л. 2.
11. Там же.
12. ГАТО. Ф. 3. Оп. 11. Д. 3288.
13. Там же. Л. 3-3об.
14. Там же. Л. 3-4.

Библиографическая ссылка:


Дзиговская Л.Н. К вопросу об иконах Казанской Божией Матери в Казанской церкви г. Тулы // Тульский краеведческий альманах. - 2015. - Вып. 12. - С.25-29.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100