«Набью табак я в трубку туго…»

(курительные трубки из раскопок города Тулы)


С пагубной привычкой курения туляки знакомы, по крайней мере, уже триста лет. Об этом свидетельствуют данные археологических исследований, которые ведутся в Туле не один десяток лет. В ходе этих работ собрана достаточно представительная коллекция глиняных курительных трубок (около сотни). Именно о них пойдет речь в этой статье.
Как известно, впервые Европа познакомилась с табаком после открытия Америки в конце XV века. В Англии уже с конца XVI века известно о существовании мастерских по производству трубок, с первой четверти XVII века подобные мастерские работают в Голландии [16, C. 57]. Изначально курительные трубки изготавливались из беложгущихся глин очень хорошего качества. Поверхность изделия тщательно лощилась либо камнем, либо фланелью после выдерживания горячего изделия в специальном растворе воды, испанского мыла и воска [15, C. 52]. Эти трубки были небольшого размера, так как табак являлся очень дорогостоящим удовольствием. В это же время широкое распространение глиняные трубки получают и в Турции, где быстро налаживается их производство. Уже в конце XVII - начале XVIII вв. все более популярными становятся изделия из твердых пород деревьев (бука, ореха, березы, груши, вишни и др.). Во второй половине XVIII века в моду входят фарфоровые изящно расписанные трубки. Самыми же ценными считались экземпляры, сделанные из особого вида минерала – морской пенки. Такие трубки украшались резьбой. Пенку часто сочетали с янтарем и благородным металлом. Подобные изделия стоили очень дорого. В настоящее время пенковые трубки можно встретить только в музеях и у коллекционеров [16, C. 58]. Вообще трубки изготавливались из различных материалов: из глины, дерева, фарфора, пенки, даже из камня [21]. Самыми дешевыми и потому массовыми были изделия из дерева и глины. Так, в городке Рула в 1850-70 гг. было изготовлено трубок из пенки – 570 тыс., а из дерева и глины – 5 млн. и 3 млн. соответственно [16, C. 62].

В России первые достоверные сведения о табаке относят ко времени правления Ивана IV Грозного. Табак был завезен английскими и голландскими купцами. Православная церковь и сам царь выступали против вредной привычки, однако, несмотря на жесткие запреты и наказания, табак быстро завоевывал все новых поклонников. По сообщениям иностранцев, уже в начале XVII века курение табака в Москве было достаточно распространено. Особенно курение трубки было популярно в казачьей среде [21]. Это подтверждает и археологический материал. Так, в слоях Москвы начала XVII века найдено несколько ранних голландских трубок. Объем чашечки этих трубок был небольшим, длина чашечки всего 2,5–3 см, что объясняется дороговизной табака. Кроме чашечки трубка имела чубук 10-25 см [19, C. 71].
Особо жестоко преследовались курильщики при Алексее Михайловиче. Согласно указу 1644 года, нарушители запрета карались битьем батогами, вырыванием ноздрей и ссылкой. Этим объясняется отсутствие курительных принадлежностей в слоях второй половины XVII века [19, C. 71; 21].
С деятельностью Петра I связан следующий этап в истории табакокурения в России. В 1697 году он продает англичанам концессию на табачную торговлю. О размахе нового увлечения говорит тот факт, что в Москве, Петербурге и других городах возникают табачные мануфактуры [17, C. 78]. Хорошо известна деятельность «Ценинной и табачных трубок фабрики» А. К. Гребенщикова в Москве, на которой изготавливались трубки по европейским образцам, для чего был нанят мастер из Голландии [20, C. 307]. Поздние голландские трубки достаточно часто находят в слоях первой трети XVII века Москвы и Петербурга [19, C. 71]. От ранних голландских трубок они отличаются, прежде всего, величиной: объем чашечки в 3-4 раза больше. Это достигалось за счет увеличения длины чашечки до 4-5 см и уменьшения толщины стенок до 1-2 мм. В основании чашечка голландской трубки имела выступ, называемый «ножкой», на котором помещалось клеймо [19, 71]. В Туле также найдена подобная трубка в ходе раскопок по ул. Советской, на месте домов 80 и 82, пока в единственном экземпляре. Трубка связана со слоем, датированным монетами 30-40-х гг. XVIII столетия. Сохранился лишь фрагмент чашечки, чубук полностью отсутствует. На «ножке» клеймо в виде латинских букв «АВ» и изображение короны [13].
В середине XVIII века в моду входит нюханье и жевание табака [21]. Изящные табакерки надолго заменяют трубки. Тем не менее, представители некоторых слоев населения сохранили любовь к трубочному табаку. Трубки особенно популярны были среди моряков, военных и казаков. Находки трубок этого времени очень редки. В ходе раскопок 1996 года по ул. Октябрьской (не месте современного памятника Н. Демидову) в постройке, датированной серединой XVIII века, была обнаружена красноглиняная трубка [12]. Прямых аналогий нам найти не удалось. В целом она напоминает изделия более поздние, имитировавшие турецкую продукцию. В отличие от западноевропейских трубок, чашечка имеет ярко выраженный венчик и украшена розетками, втулка в месте соединения с чашечкой имеет киль. Трубка изготовлена в гладкой форме и орнаментирована при помощи штампа. Имеется клеймо в нижней части чашечки в виде овала с арабской надписью. В целом трубка выполнена очень аккуратно из глины хорошего качества. Скорее всего, она имеет восточное происхождение, либо турецкое, либо балканское.
В 80-е годы XVIII столетия Европу охватила страсть ко всему восточному. В моду опять вернулись трубки. Особую популярность имели фарфоровые изделия в форме женских и мужских голов в тюрбанах. Такие трубки были очень дорогими, но в слоях этого времени можно найти глиняные им подражания . Чернолощеная трубка в виде головы бородатого мужчины найдена в слое конца XVIII века [9].Трубка сделана в рельефной форме. Ее отличает «примитивизм» исполнения, черты лица достаточно условны и не очень хорошо проработаны. Вторая трубка резко отличается от первой. Она также является чернолощеной, но все детали проработаны более тщательно и изящно. Трубка была найдена в ходе работ в кремле в 1988 годy [4], там же найдены еще фрагменты подобных трубок, скорее всего сделанных в той же форме, что говорит о серийности производства. В целом комплекс, в котором она найдена, датирован первой третью XIX века. Необходимо отметить, что в слое второй половины - конца XVIII века находки трубок не носят массового характер. Возможно, это связано с тем, что трубки еще не получили широкой популярности среди простых слоев населения в это время.
Настоящий трубочный бум пришелся на первую треть XIX столетия. Это отмечают культурологи, связывающие популярность трубок с войной 1812 года и освободительными воинами Греции против Турции. Успех европейских армий в Османской империи способствовали широкому распространению восточных мотивов в европейском искусстве. В 20-40 годы XIX века мода на «турецкое» достигла в России апогея. Русские дворяне носили дома турецкие халаты и фески, туфли без задников. В убранстве интерьеров появляются турецкие ковры. В это время стали появляться и специальные комнаты для курения – «диванные». Мужские кабинеты украшали стойки с дорогими трубками. Предпочтение отдавалось «чубучным» (турецким) фасонам. Такая трубка состояла из трех частей: собственно трубки, средней части - чубука и мундштука. Трубки с длинным чубуком (до полуметра), лучше охлаждавшим курительный поток, считались менее вредными для здоровья [16, C. 57]. Высшие сословия использовали дорогие трубки из ценных пород дерева, фарфора, пенки. Чубуки таких трубок часто украшались бисерным чехлом, янтарем, перламутром. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что турецкие трубки получили широкое распространение и в народе, правда, изготавливались они из более дешевого материала – глины. В тульских слоях первой трети XIX века глиняные трубки – одна из самых многочисленных категорий находок и исчисляется десятками. И не только в Туле. В массовом количестве их находят в Москве, Пскове, Новгороде, Владимире и других городах.
Среди находок - трубки таких фасонов, как «тахта-чубук» , «полунарцисс». Самым распространенным был фасон «тахта-чубук». Подлинные турецкие трубки изготавливались из красножгущихся глин очень хорошего качества в гладких смазанных жиром формах. Затем металлическими штампами наносился орнамент, в довершении трубки покрывались ангобом (жидкой глиной темно-красного цвета) [19, C. 56-57]. Фасон «тахта-чубук» имел ряд признаков, отличавших его от трубок других фасонов. Составляющими формы являлись восьмигранная втулка с килем и валиком, десятигранные чашечка и венчик, выделенный рельефным валиком. Ребра между гранями чашечки и венчика выделены двойными линиями - линиями-разделителями. На гранях венчика помещены оттиски штампа полупальметки в несколько ярусов. На полях чашечки - оттиск концевого штампа «каури», на чашечке в верхней части, на ребре, также помещена одинарная полупальметка, перевернутая вниз. На правой стороне втулки часто ставили клеймо. Необходимо отметить, что выше описанные подлинные турецкие трубки встречаются крайне редко. Большинство находок – местные подделки. В Туле не найдено ни одной подлинной турецкой трубки «тахта-чубук». Трубки местного производства отличаются, прежде всего, плохим качеством. Отмечается недостаточная пластичность глины, что вело к образованию на поверхности мелких трещинок и складок, небрежное срезание излишков глины на швах, неаккуратное нанесение орнамента штампом, из-за чего изделие приобретало вид брака. Также часто вместо клейм наблюдается псевдографика, простейшие изображения [14, C. 139-140]. Причем среди трубок с явными следами подделки встречаются и предметы довольно хорошего качества. И. В. Волков и Г. Л. Новикова отмечают тот факт, что подобные различия «трудно объяснить какими-то рациональными причинами. Время, затрачиваемое на оттискивание концевого штампа, составляет очень незначительный процент в общем технологическом процессе. А товарный вид и, следовательно, цену определяет качественное выполнение именно этой операции». Авторы делают вывод, что наличие такого количества «некачественной» продукции преследовало определенную цель: «мастера специально создавали «фон» из грубых изделий, чтобы лучшую часть местной продукции выдать за турецкую» [14, C. 136-137].
Наиболее представительные коллекции трубок «тахта-чубук» найдены при обследовании траншеи у здания бывшей Преображенской церкви женского Успенского монастыря в 1988 году (16 штук) [4], во время археологических работ по улице Советской, 47 в 1990-1991 годах (20 штук) [7, 8]. Как уже было отмечено выше, все эти трубки местного, возможно московского, производства. Представленные экземпляры отличает не только низкое качество исполнения, но и разнообразие в орнаментации, часто лишь отдаленно напоминающей турецкие образцы. На трубках часто встречаются имитации турецких клейм «нишан», птичка, розетка, лист (последнее характерно для трубок московского производства) [14, C. 138].
Отдельная категория - трубки «малого фасона». Они изготавливались в рельефных формах, дополнительный орнамент не наносился [14, C. 146]. Мастера использовали как красножгущиеся, так и беложгущиеся глины. Некоторые трубки покрывались зеленой поливой. Подобные изделия не имеют прямых аналогий в Турции и Причерноморье, наиболее широкое распространение они имели в западных землях (подобные трубки часто находят в слоях Минска, Витебска, Пскова); это позволяет предположить, что источником моды служили образцы из Речи Посполитой [14, C. 136]. В Туле найдено несколько подобных трубок. Большинство из них происходит из шурфа, раскопанного на территории кремля в 1988-89 годах [4, 6]. В ходе работ было собрано порядка сотни трубок и их фрагментов. Практически все они ни разу не были в употреблении. Некоторые трубки явно сделаны в одной форме (идентичны даже дефекты). Судя по всему, на этом месте когда-то была лавка, торговавшая трубками. Поражает разнообразие ассортимента. Представлены трубки на любой вкус: красноглиняные, чернолощеные и серолощеные, с геометрическим орнаментом и растительным, в форме бутона цветка и в виде женской головки, с большими чашечками и маленькими (диаметр венчика 3 см и 2 см соответственно).
К середине XIX века трубки постепенно выходят из моды. Молодые и энергичные люди предпочитают сигареты и папиросы. Но полностью из употребления она не выходит, доживая до настоящих дней.
Большая часть глиняных курительных трубок хранится в фондах Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей». Трубки из траншеи у здания бывшей Преображенской церкви женского Успенского монастыря выставлены в археологическом музее ТГПУ им. Л. Н. Толстого, четыре трубки представлены на выставке «Секреты тульских мастеров» в ВЦ «Тульские древности» музея-заповедника «Куликово поле», несколько трубок из кремля экспонируются в музее «Некрополь Демидовых».
Автор благодарит Гриценко В. П., Воронцова А. М., Екимова Ю. Г, Клянина Р. В., Наумова А. Н., Фомина К. Н., Шекова А. В. за предоставленные материалы, а также Гриценко Т. А., Зубарева В. Г. и Екимова Ю. Г. за помощь, оказанную при подготовке статьи.

Источники и литература
1 Буров В. А. Отчет об археологических исследованиях Тульского кремля. 1978 г.
2 Варенов А. Б. Отчет об исследованиях Тульского кремля. 1979 г.
3 Буров В. А. Отчет об археологических раскопках на территории Тульского кремля в 1982 г.
4 Наумов А. Н. Отчет об археологических исследованиях на территории Тульского кремля в 1988 году.
5 Гриценко В. П. Отчет об археологических исследованиях, проводившихся разведочным отрядом ТГПИ им. Л. Н. Толстого в г. Тула и Щекинском районе Тульской обл. 1988 г.
6 Наумов А. Н. Отчет об археологических исследованиях в кремле г. Тулы, на древнерусском поселении Монастырщина 5 и в Ясногорском р-не. 1989 г.
7 Гриценко В. П. Отчет об охранных археологических исследованиях на поселениях Березовка V, Мельгуново и в г. Туле в 1990 г.
8 Гриценко В. П. Отчет об охранных археологических исследованиях в г. Туле и Тульской области в 1991 году.
9 Гриценко В. П. Отчет об охранных археологических исследованиях в г. Туле и Тульской области в 1992 году.
10 Шеков А. В. Отчет об археологических исследованиях в г. Тула в 1993 году.
11 Шеков А. В. Отчет об охранных археологических исследованиях на территории г. Тулы в 1994 году.
12 Наумов А. Н. Отчет об исследованиях в г. Туле и на Куликовом поле в 1996 году.
13 Фомин К. Н. Отчет об археологических исследованиях г. Тулы в 2003 году.
14 Волков И. В. Красноглиняные «турецкие» курительные трубки в собрании Музея истории города Москвы / Волков И. В. , Новикова Г. Л., // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1996. С. 134-152.
15 Левко О.Н. Средневековое гончарство северо-восточной Белоруссии / АН Беларуси. Ин-т истории. Минск: Навука i тэхнiка, 1992. 63 с.
16 Меркулова И. Курительные трубки – мир мужских увлечений и привычек. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 4
17 Очерки истории Ленинграда. Т. 1. М.-Л., 1955.
18 Рабинович М. Г. Гончарная слобода в Москве XVI—XVII вв. // Материалы по истории и археологии. 1947. № 7. С.72-73
19 Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968. 124 с.
20 Салтыков А. Б. Избранные труды. М.: Советский художник, 1962. 728 с.
21 Шаповалов А. В. Табак в Западной Сибири в XVII-XVIII вв. // Русская цивилизация: Интернет-портал. Доступ: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9015 (проверено 10.06.2006)



Библиографическая ссылка:


Воронцова М. " Набью табак я в трубку туго...": (курительные трубки из раскопок города Тулы) / Мария Воронцова // Тульский краеведческий альманах. - 2006. - С.27 - 32.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100