Первый директор Тульского коммерческого училища Петр Верещагин и его семья



Старинные здания на улицах современной Тулы помогают представить нам, как выглядел наш город, к примеру, сто лет назад. История этих зданий может нам рассказать о людях, что жили в городе в то время. О том, где они работали, отдыхали и учились.
Любой, кто сделает пару шагов от Красноармейского проспекта по улице Ленина, невольно обратит внимание на красивый особняк с колоннами, построенный в 30 - 40-е годы XIX века почётным гражданином, тульским второй гильдии купцом Никитой Андреевичем Добрыниным, торговавшим «по Малороссии разным красным товаром, чаем и сахаром». Сейчас в этом доме находится институт повышения квалификации работников образования. В начале прошлого века здесь было одно из ведущих средних учебных заведений нашего города - коммерческое училище, первым директором которого стал Пётр Александрович Верещагин.
П.А. Верещагин родился 6 июня 1861 г. в г. Онега Архангельской губернии. По сословной принадлежности из обер-офицерских детей. Обер-офицерские дети – дети офицеров в России XIX века, родившиеся до получения их отцами чина, дающего право на потомственное дворянство. Окончил Архангельскую гимназию. В 1880 г. поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, а затем перешёл на историко-филологический, который окончил со степенью кандидата в июне 1886 г.
Согласно прошению руководства Тамбовского Александровского института благородных девиц ведомства императрицы Марии, Пётр Александрович стал преподавателем этого института по русскому языку, чистописанию и словесности 23 октября 1886 г. с испытательным сроком на 4 месяца. 23 февраля 1887 г. он утверждён педагогом по указанным специальностям. Помимо указанных предметов, он некоторое время преподавал историю.
За выслугу лет Указом Сената от 23 октября 1886 г. Пётр Александрович был произведён в чин коллежского асессора, в 1890 г. - надворного советника, а 28 ноября 1894 г. стал коллежским советником. Таким образом, Пётр Александрович выслужил дворянство.
В этот период за усердную службу Пётр Александрович был удостоен орденов св. Станислава III степени, св. Анны III степени, св. Станислава II степени и медали "В память царствования в бозе почившего императора Александра III" (3).
Пётр Александрович был обаятельным, широко образованным человеком, тонким ценителем всех видов искусства, талантливым оратором, приятным собеседником, знатоком не только русской, но и иностранной литературы, владел четырьмя языками. Потому быстро снискал симпатии тамбовского общества. Он был уважаем в среде преподавателей и "обожаем" старшими ученицами. Его отличала присущая всей семье Верещагиных необыкновенная скромность и деликатность, искреннее и сердечное отношение к окружающим, независимо от их сословной принадлежности.
В Тамбовском институте между ученицами было принято "разыгрывать" преподавателей для "обожания" на каждый учебный год. Девушки вытаскивали из корзиночки бумажки с именами учителей. "Обожательница" должна была в течение года исполнять роль ассистента при своём учителе - подготавливать учебные пособия для урока, доску, мел, писать на доске задания и пр.
В одном из выпускных классов "обожательницей" Петра Александровича стала Мария Степановна Попова. Мария родилась в 1870 г. в большой семье тамбовского купца Степана Ивановича Попова, у которого было 13 детей. Мария отличалась несговорчивым характером, была очень резвой и непослушной девочкой, домашнему воспитанию поддавалась плохо. Родители приняли решение отдать её в Тамбовский Александровский институт благородных девиц, где девочки жили постоянно. Домой их отпускали только на каникулы.
Условия жизни в Тамбовском институте были не такие строгие, как в Смольном, тем не менее, воспитанницы всегда должны были носить корсет (привычка носить корсет у Марии сохранилась на всю жизнь), иметь прямую спину, уметь сидеть, ходить, не размахивая руками, танцевать, петь, вышивать, играть на фортепиано, рисовать, учить латынь и говорить только на немецком или на французском языке. Кроме того, с младших классов большое внимание уделялось физическому развитию, гигиеническим навыкам и основным медицинским знаниям. В военные годы многие из бывших выпускниц института работали сёстрами милосердия.
В институте Мария получила прекрасное образование и воспитание, выучила несколько языков. В аттестате, ей по окончании института, значилось, что выпускница приобрела звание домашней учительницы. Это произошло в 1888 г. В это время в родительском доме для дочери готовилось приданое: столовое серебро, постельное бельё, одежда и пр.
А через два года после окончания института 2 июля 1890 г. Пётр Александрович Верещангин и Мария Степановна обвенчались.
21 сентября 1894 г. у них родился сын Владимир, 23 сентября 1899 г. - дочь Нина.
После почти 10 лет преподавания в Тамбове Пётр Александрович в 1896 г. подал в отставку "по домашним обстоятельствам". 8 февраля 1897 г. решением Попечительского совета С.- Петербургского учебного округа был допущен к преподаванию русского языка в 3-ю гимназию С.- Петербурга.
В конце XIX в. в России интенсивно развивались промышленность и торговля, нужны были новые специалисты в этих областях, поэтому правительство приняло решение о создании в торгово-промышленных центрах России специальных учебных заведений. Положение о коммерческих училищах было утверждено 15 апреля 1896 г.
Сразу после этого купеческое общество города Козлова (ныне г. Мичуринск) возбудило дело о создании подобного училища. Вскоре было подобрано помещение, разработано положение, создан попечительский совет и направлено ходатайство в министерство финансов о разрешении открытия училища и утверждении на должности его директора Верещагина Петра Александровича, избранного единогласно членами попечительского совета 14 августа 1897 г.
10 сентября 1897 г. Пётр Александрович был утверждён в этой должности. Помимо исполнения обязанностей директора Козловского коммерческого училища, он преподавал русский язык и историю.
Это было одно из первых коммерческих училищ в стране, поэтому не имелось никакого опыта организации учебного процесса. Однако уже в 1897 г. училище приняло в своих стенах первых учеников, преимущественно из детей промышленников, купцов и мелких торговцев.
Учебная программа соответствовала курсу гимназии, но без латыни. Кроме того, в средних и старших классах изучались специальные предметы: коммерческая арифметика, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, товароведение, экономическая география, бухгалтерское и сметно-финансовое дело. Обязательных иностранных языков было три: немецкий, английский и французский. Всего - 26 предметов. Классов было восемь: подготовительный и 1-7 классы. Плата за обучение устанавливалась в зависимости от класса: в 1-2 классах - 70 руб. в год, 3-5 классах - 90 руб., 6-7 классах - 125 руб. (6). Для некоторых учеников имелись субсидии от купеческого общества. Создание училища осуществлялось за счёт благотворительных взносов, а потом купеческое общество выделяло ежегодные субсидии на содержание училища.
Не успев обосноваться в столице, семья Верещагиных осенью 1897 г. переехала в г. Козлов Тамбовской губернии. Петру Александровичу было определено весьма приличное жалованье: по должности директора 1600 руб. в год, столовые - 1600 руб., за уроки русского языка и чистописания - 450 руб.
Между тем работы в новой должности было очень много: административно-хозяйственная деятельность, подбор персонала, набор учащихся, учебный процесс. Нужно было решать финансовые проблемы.
Однако всё складывалось удачно, и вскоре представители купеческих обществ соседних городов стали приезжать в Козлов для знакомства с опытом создания и деятельности коммерческого училища.
Министерство финансов было довольно работой Петра Александровича. 25 июня 1899 г. он получил чин статского советника, в этом же году был награждён орденом св. Анны II степени.
Помимо работы в коммерческом училище П.А. Верещагин занимался общественной деятельностью: народные классы словесности, вечерние торговые классы (с 1899 г. заведовал торговыми классами Общества распространения коммерческого образования в г. Козлове), общество по устройству народных чтений. С 11 сентября 1899 г. он являлся председателем педагогического комитета и непременным членом попечительского совета Козловской женской гимназии.
Пётр Александрович работал в Козловском коммерческом училище до 1 июня 1901 г., когда был переведён на аналогичную должность в г. Туле.
В соответствии с Положением 1896 г. тульским купеческим обществом 20 июля 1896 г. было возбуждено дело о создании в Туле коммерческого училища и объявлен сбор пожертвований на эти цели.
Дело продвигалось вяло, и неизвестно чем бы закончилось. Однако после смерти 17 июля 1900 года тульского купца Дмитрия Яковлевича Ваныкина стало выполняться его завещание, где, между прочим, было предусмотрено "на устройство в городе Туле Коммерческого Училища - сто тысяч рублей, с тем чтобы в каждом классе того училища обучались бесплатно по одному беднейшему и способному ученику из детей Тульских купеческих, мещанских и приказчичьих" (4). Другие пожертвования составили 15 тысяч рублей.
На эти средства тульским купеческим обществом у купеческой вдовы Добрыниной был приобретён уже упомянутый выше трёхэтажный особняк на Петропавловской улице, нанят архитектор С.М. Серебровский для перестройки дома под училище. Улицу вскоре стали называть Коммерческой.
К основному зданию должны были пристроить два каменных корпуса с 14-ю классами и здание лаборатории. Общая сумма всех затрат - 130 тысяч рублей. Работы только начались, поэтому открытие училища состоялось в старом здании 4 сентября 1901 г. Был укомплектован учительский коллектив, подобраны врачи - терапевт Владимир Алексеевич Афанасьев, стоматолог - Евгений Михайлович Соболев. Набраны ученики в подготовительный и младший классы.
Постепенно количество учеников возрастало: к 1905 г. уже было открыто 10 классов (подготовительный и классы с 1 по 5-й с параллельными; один из классов, видимо, не имел параллельного). Создана хорошая библиотека - библиотекарем стал преподаватель русского языка Пётр Петрович Смирнов.
На нужды училища купеческое общество выделяло ежегодно 2400 рублей, остальное покрывала плата за обучение (условия оплаты такие же, как в Козлове). Полная перестройка училища завершилась к сентябрю 1902 г.
Попечительский совет очень внимательно подбирал учителей. Были приняты молодые учителя, активные, современно образованные, с передовыми взглядами, университетским образованием.
Чистописание, рисование и черчение преподавал художник Пантелеймон Петрович Ризниченко, пение - музыкант Георгий Ефремович Глаголев. Сам Пётр Александрович преподавал русский язык 110 часов в год.
Образование в училище было достаточно глубоким. Выпускники могли поступать в высшие учебные заведения (кроме университетов).
Летом 1901 г. семья Верещагиных перебралась в Тулу, в квартиру при коммерческом училище. Жалованье Петру Александровичу было предложено почти такое же, как в Козлове.
Большое внимание П.А. Верещагин уделял здоровью и физическому воспитанию своих учеников. Он ездил в Москву покупать различные приборы, спортивные снаряды и игры. В саду при училище была оборудована площадка для занятий спортом. Училище обслуживали постоянные врачи.
Пётр Александрович был не только руководителем учителей, но и душой общества коллег, связанных между собой передовыми взглядами и крепкой дружбой. Они умели не только хорошо работать, но и интересно отдыхать. Эта дружба сохранилась между семьями "коммерсантов" и после смерти Петра Александровича.
За усердную службу в 1904 г. П.А. Верещагину был пожалован орден св. Владимира IV степени.
Работа по руководству училищем была очень тяжёлой, но, тем не менее, Пётр Александрович активно включился в общественную жизнь: основал в Туле вечерние торговые классы, принимал участие в работе библиотеки при Народном доме, коммерческих народных чтений, ссудно-сберегательной кассы для учителей, общества вспомоществования нуждающимся ученикам и т.д. Его лекции по словесности, вышедшие в виде записок ещё в Тамбове, пользовались большим спросом.
Каждое лето во время Нижегородской ярмарки семья Верещагиных отправлялась туда на пароходе. Ездили в Тамбовскую губернию к сёстрам Марии Степановны, добирались до Архангельска. Каждый великий праздник Пётр Александрович должен был ездить с визитами к вышестоящим начальникам и попечителям училища, для чего на целый день нанимался извозчик. Иногда он брал с собой детей.
Тульский губернатор приглашал Марию Степановну и Петра Александровича на балы и благотворительные базары в колонном зале Дворянского собрания, Мария Степановна неизменно имела там большой успех.
Жили Верещагины на заработок Петра Александровича. Его вполне хватало на благополучную жизнь с приёмами гостей в семейные праздники, еженедельными встречами друзей с чаем, музицированием и игрой в карты. Содержание немногочисленной прислуги (кухарка и горничная), оплату услуг няни и педагогов, готовивших детей к поступлению в учебные заведения.
П.А. Верещагин жил и работал в Туле почти 6 лет. Нагрузка в училище и общественных организациях была велика, Пётр Александрович чувствовал себя неважно, но активной деятельности не прекращал.
7 мая 1907 г. П.А. Верещагин скоропостижно скончался от разрыва аорты в возрасте 46 лет. Как сообщалось, "он умер стоя, не дождавшись даже первого выпуска своих учеников". В последний путь его провожало множество народа: попечители училища, учителя, ученики и многочисленные друзья и знакомые, которых он прибрёл в Туле. Любовь к Петру Александровичу была так велика, что даже была организована подписка на стипендию его имени.
Вдова Мария Степановна 37-ми лет осталась с двумя детьми: двенадцатилетним Володей (учился в коммерческом училище) и семилетней Ниной.
В это время проявился сильный характер Марии Степановны. В Тамбов решили не возвращаться, так как сыну Володе ещё четыре года нужно было учиться в коммерческом училище. После похорон квартиру нужно было освобождать, снимать другую и жить на пенсию. Мария Степановна обратилась Тульский сиротский суд, где ей была назначена пенсия 1330 рублей в год. Получено решение о бесплатном обучении сына в училище. Была снята квартира на Пушкинской улице в доме Шереметьева. Много времени Мария Степановна провела в Москве и Петербурге, вступая в наследство, оставшееся после смерти мужа, его брата Василия и дяди Ираклия Петровича - автора ряда известных учебников по математике. Отчисления от частых переизданий этих учебников помогли поправить положение семьи.
Была снята большая квартира на Петровской (ныне Ф. Энгельса) улице. Появились мечты о строительстве собственного дома, которым суждено было сбыться.
В 1911 г. Володя окончил коммерческое училище и поступил в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Он переехал в Москву, но помогал Марии Степановне во всех её начинаниях. Было решено купить хороший участок в Туле и построить на нём собственный дом.
Вскоре Мария Степановна купила старый дом с большим участком земли на углу Стародворянской (ныне Бундурина) и Мотякинской (ныне Л.Н. Толстого) улиц. Это был самый престижный район Тулы начала XX века, летом утопавший в зелени садов. Рядом жил тульский губернатор, неподалёку был разбит городской парк.
Старое строение решили сломать, а на его месте построить новый дом. Первым проектировщиком этого дома стал Володя, составивший планы и эскизы будущего двухэтажного здания. В 1911 г. начались строительные работы, продолжавшиеся два года. Были наняты архитектор и подрядчик.
Весь 1913 г. прошёл у Марии Степановны в приятных хлопотах по приёмке дома, разбивке сада и цветника, заказу мебели и т.д. Уже в конце года состоялся переезд в новый двухэтажный дом в стиле "модерн" с большими светлыми трёхстворчатыми окнами, оштукатуренный, покрашенный светлой краской и украшенный цветочными лепными гирляндами и львиными масками. В сад выходила большая открытая терраса, окружённая цветником. На первом этаже находились большие комнаты: голубая гостиная, коричневая столовая, кабинет, а также буфетная, кухня, ванная, комната для прислуги. На втором этаже - спальня Марии Степановны, комнаты Нины и Володи. В доме были голландские печи и камины, облицованные разноцветным кафелем, а главное - водопровод и канализация, большая редкость для тульских домов того времени. Казалось, что предстоит спокойная обеспеченная жизнь в новом уютном доме.
Мария Степановна принимала друзей, круг которых составился ещё в коммерческом училище. Это семьи учителей Тихомировых, Розановых, Преображенских, Смирновых, докторов Афанасьева, Волгина и др. Как и раньше, они собирались в один из дней недели на семейные праздники. Вели либеральные беседы, читали прессу, музицировали и просто веселились.
Через полгода началась война, встреченная общим патриотическим подъёмом. В Туле было создано отделение "Союза помощи больным и раненым воинам", куда вступили Мария Степановна и её друзья. Они жертвовали деньги для лечения и содержания раненых, работали в госпиталях сёстрами милосердия. Тем временем жизнь ухудшалась. В Туле появились беженцы. Росли цены.
Работа в госпитале ещё более сблизила Марию Степановну с семьёй доктора Афанасьева, который жил на ул. Воздвиженской (ныне Революции) в доме Крашенинникова. На первом этаже дома у него была собственная клиника, оборудованная по последнему слову техники начала прошлого века. Имелся рентгеновский аппарат, приборы для физиотерапии, лаборатория и даже какая-то клетка для лечения психических больных электрическим током. Наверху жила семья врача: жена - Валентина Карловна и дети - Юра и Тамара. Владимир Алексеевич Афанасьев считался хорошим терапевтом, и его часто приглашали в Ясную Поляну, когда тяжело болели члены семьи Льва Николаевича, и домашний врач не был уверен в правильности своего диагноза или способов назначенного лечения. В Туле он пользовался особой популярностью из-за наличия рентгеновского аппарата, который тогда даже в больницах был редкостью.
Владимир Алексеевич Афанасьев (1862-1946) происходил из дворян Орловской губернии. Его семья была знакома с Н.С. Лесковым, многие черты героев произведений которого взяты у господ Афанасьевых. Известно, что черты внешности главной героини "Леди Макбет Мценского уезда" списаны с матери Владимира Алексеевича.
Владимир Алексеевич учился на медицинском факультете в Дерптском университете. Получил степень доктора медицины, защитив диссертацию по гельминтам. Множество банок с заспиртованными в них червями хранилось у него до самой смерти. Один эпизод из жизни доктора Афанасьева считался очень значительным и пересказывался из уст в уста. Дело было в 1910 г.
Как известно, в 1892 г. по раздельному акту Лев Николаевич Толстой передал всё своё недвижимое имущество супруге Софье Андреевне и детям. Но незадолго до трагического ухода Льва Николаевича из Ясной Поляны Софья Андреевна заподозрила, что тот собирается составить или уже составил завещание, по которому его наследники лишались авторских прав писателя и, естественно, доходов от изданий его произведений.
Доктора Афанасьева попросили приехать в Ясную Поляну, чтобы осмотреть Льва Николаевича. Владимир Алексеевич согласился, приехал на поезде на станцию Козлова Засека, где его ждали на лошадях. В Ясной Поляне доктора встретил один из сыновей Л.Н. Толстого (вероятно, Сергей Львович) и попросил осмотреть отца, что Владимир Алексеевич и сделал. После этого сын Л.Н. Толстого и Софья Андреевна пригласили его в кабинет и попросили составить заключение "об умственной несостоятельности" писателя, чтобы потом можно было в суде оспорить любые документы, подписанные Львом Николаевичем.
Владимир Алексеевич, зная, что писатель психически здоров, возмутился, выскочил из дома, не попрощавшись, и пошёл пешком в Козловку, не желая садиться в коляску Толстых, ехавшую вслед за ним.
Доктор Афанасьев упоминается в воспоминаниях Александры Львовны Толстой в связи с болезнью Марии Львовны:
"Вызвали из Тулы военного доктора Афанасьева. На девятый день у больной появился пот. Толстый доктор сидел в комнате у Душана Петровича на кровати, закрыв лицо руками. "Доктор, - крикнула я, - доктор! Пот! Она потеет!" Доктор безнадежно махнул рукой. "Пот, да не тот", - не поднимая головы, буркнул он. 26 ноября Маша скончалась".
Жена Владимира Алексеевича - Валентина Карловна была его двоюродной сестрой (дочерью сестры матери). От этого родственного брака у них были дети с трагической судьбой. Дочь Тамара покончила с собой в восемнадцать лет. Сын Юрий, которого отец заставил против воли учиться в медицинском институте, будучи тульским врачом, пристрастился к наркотикам и умер, не дожив до сорока лет.
В 1915-1916 гг., несмотря на трудности военного времени, жизнь в семье Верещагиных на Стародворянской была налаженной. Нина окончила полный курс гимназии в 1915 г., потом там же восьмой дополнительный класс, приобрела звание домашней учительницы. В 1917 г. Нина сдала экстерном экзамены за восьмой класс в мужской гимназии по латыни, математике и физике, поступила на естественное отделение Высших женских курсов в Москве.
Февральскую революцию вся семья и их друзья встретили с воодушевлением. Интеллигенция, нацепив красные банты, ликовала. Казалось, сбылась их мечта о демократическом государстве. Однако после октября 1917 г. начались перемены совсем другого рода. В январе 1919 г. дом у Марии Степановны новая власть отобрала и передала для нужд детской организации «Детский Пролеткульт». Прежней хозяйке разрешили занимать только одну комнату - её бывшую спальню, а через несколько месяцев после организации коммуны Марию Степановну выселили совсем.
Вместе с Таней, своей горничной, которая устроилась работать в бывшее коммерческое училище, Мария Степановна переехала в выделенную ей комнатку. Сама Мария Степановна устроилась работать во вновь созданный губернский музей. В этот музей стекались реквизированные художественные ценности из дворянских усадеб, богатых купеческих домов и Необходимо было их оценивать, систематизировать, составлять описи и каталоги.
В 1919 г. Мария Степановна и часть других сотрудников музея были арестованы по обвинению в хищении и укрытии ценностей. После нескольких месяцев содержания в тульской тюрьме их освободили, так как выяснилось, что предметы пропадали ещё по дороге в музей. Несмотря на невиновность, Мария Степановна была лишена гражданских прав. Руководство училища, где она жила, вынуждено было по указанию Наробраза её выселить.
Мария Степановна перебралась жить в дом доктора Афанасьева, который тоже подлежал "уплотнению". С большим трудом ей удалось устроиться на работу в систему народного образования, но здоровье, подорванное тюрьмой и лишениями, не позволяло трудиться в полную силу. В 1924 г. Мария Степановна уволилась по инвалидности и стала жить на средства детей - Володи и Нины - у доктора Афанасьева. Потом жила с семьёй Нины, муж которой - Александр Михайлович Ананьев - работал инженером на тульском оружейном заводе.
Мария Степановна следила за воспитанием внучки Аллы, всегда была подтянутой (ходила в корсете) и нарядной. В рабочие дни после приёма в поликлинике к ней заходил доктор Афанасьев на чашечку какао. Опять стали регулярно собираться старые друзья.
В ноябре 1936 г. во время приёма гостей у Марии Степановны случился приступ мочекаменной болезни. Её отвезли в больницу. Операцию делал известный хирург Владимир Фёдорович Дагаев. Операция прошла успешно, но хирургическая сестра забыла вынуть из полости тела салфетку. У Марии Степановны развился перитонит, от которого она через несколько дней скончалась. Похоронили её на Всехсвятском кладбище.
В 1938 г. по ложному обвинению арестовали Александра Михайловича Ананьева. Нину Петровну с дочерью Аллой приютил в своей квартире на ул. Л.Н. Толстого тот же доктор Афанасьев.
Бывший дом Верещагиных на ул. Бундурина[1] сохранился и сейчас принадлежит детскому санаторию "Юность".
В Москве живёт внучка П.А. Верещагина – Алла Александровна Дьякова. Долгие годы она собирала и бережно хранила весьма ценные для тульского краеведения материалы по истории своей семьи, которые легли в основу этой статьи.
Несколько слов скажем о дяде Петра Александровича - Ираклии Петровиче Верещагине.
Ираклий Петрович Верещагин (1833-1888) учился в Петербургском университете на физико-математическом факультете. После его окончания преподавал математику в средних учебных заведениях Петербурга.
При преподавании математики он ставил своей целью не только научить детей решать задачи по элементарной математике, алгебре и геометрии с тригонометрией, но и развивать способности учеников, расширяя их кругозор, поэтому для решения его задач требовались знания физики, географии, истории, коммерческого дела и др.
Опыт работы и глубокое изучение ряда зарубежных пособий по математике побудили Ираклия Петровича взяться за работу над собственными учебными пособиями, главной целью которых автор ставил дать по возможности более разнообразный материал для освоения и повторения важнейших разделов курса математики.
Первый его труд опубликован в 1884 г. "Сборник арифметических задач для средних учебных заведений, мужских и женских" был очень популярен и рекомендован также для учительских институтов и семинарий. В 1918 г. вышло его 13-е издание.
В 1886 г. Ираклий Петрович выпустил "Сборник алгебраических задач для учеников старших классов средних учебных заведений", тоже неоднократно переиздававшийся.
Вскоре на свет появился самый сложный его труд "Сборник вопросов и задач по прямолинейной тригонометрии для гимназий и реальных училищ".
Ранняя смерть 31 декабря 1888 г. в возрасте 55 лет не позволила Ираклию Петровичу продолжить творческую работу. Семьи у него не было, поэтому отчисления от переизданий его трудов были поделены между племянниками - Петром и Василием Александровичами.


Источники:
1. Брайнин, И.Б. Особняк на Бундуринской / И.Б.Брайнин.- Тула: Приокс. кн. изд-во, 1975.- 104с.
2. Воспоминания Дьяковой Аллы Александровны.
3. ГАТО ф. 139 оп. 1 д. 19
4. ГАТО ф. 256 оп. 1 д. 2292
5. Отчёты о работе тульского коммерческого училища за 1901-1908 гг.
6. Справка Государственного архива Тамбовской области от 24.01.2002 № 4030/11

Библиографическая ссылка:
Струков, К.В. Первый директор Тульского коммерческого училища Петр Верещагин и его семья / К.В.Струков // Тульский краеведческий альманах.- 2009-2010.- № 7.- С.36-44.

[1] Улица Бундурина называлась Стародворянской до 1918 года, когда была переименована в Бундуринскую улицу в память о губернском продовольственном комиссаре Ф.М. Бундурине, погибшем в марте 1918 года в Судьбищенской волости Новосильского уезда Тульской губернии при изъятии продовольствия у крестьян.

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100