Тульская «Ленинка», или «...Не подскажете, как пройти в библиотеку?»


К сожалению, взор тульского homo legens (с лат.– человека читающего) не ласкает «алмаз знаний» (именно так называют современное здание Национальной библиотеки Республики Беларусь), его воображение не будоражит приземление розовой летающей тарелки в итальянском пригороде Перуджи Сан-Систо (такого эффекта от восприятия здания библиотеки удалось добиться архитектору Итало Рота), ему не удается взойти на борт флагманского корабля-библиотеки, который го рдо красуется в американском Сиэтле (1) . Означает ли это, что потомкам казюков гордиться в части книжного прилежания и страсти к чтению нет оснований?!
Примеров таких оснований имеется немало, поэтому начнем по порядку. Благодаря такому редкому качеству для священнослужителя конца XVIII столетия, как своеволие, отцу Гавриилу (Гавриилу Ивановичу Павлову (1734 – около 1802)) удалось в богадельне для инвалидов, отличившихся на службе Отечеству, открытой при Староникитской церкви в Никитском, «завести» публичную библиотеку для чтения. Отец Гавриил передал в дар богадельне собственное книжное собрание, состоявшее из 400 разных «полезных» книг. Священник не только настоял на том, чтобы любой желающий всякого сословия за небольшую плату мог получать эти книги для прочтения, но также выразил желание построить для библиотеки на собственные средства отдельное каменное помещение. Тульский Приказ общественного призрения, организовавший богадельню, выделил со своей стороны для библиотеки 150 «нравоучительных» книг. Так в Туле при Староникитской церкви была создана первая публичная библиотека в российской провинции.
Состоявшееся событие подтверждает публикация в майском номере ежемесячного журнала «Санкт-Петербургский вестник» за 1778 г. Авторитетный историк книжного и библиотечного дела Тульского края О. Е. Глаголева считает, что в создании общедоступной библиотеки также принимал непосредственное участие другой священник Староникитской церкви – Иоанн Петров (Иван Петрович Заведеев (1742 – около 1793 г.)). В день открытия библиотеки, 1 мая 1778 г., Заведеев преподнес роскошный даже по тем временам дар – рукописное пергаменное Евангелие XV в. (сохранилось в фондах Объединения «ИКХМ»). Переходя к очередным примерам открытия новых библиотек, считаем необходимым привести оценку О. Глаголевой, что «…сам факт открытия публичной библиотеки в Туле оказал огромное влияние на дальнейшее развитие культуры Тульского края и ее распространение в среде простого народа» (2) . 
Парадоксально, но в конце XVIII столетия отец Гавриил невольно поло- жил начало практике, когда все последующие открываемые либо земством, либо различными обществами, комитетами, либо частными лицами общедоступные библиотеки не имели собственных зданий – как правило, им выделялись одно или несколько помещений в присутственных местах либо арендовался дом у частных лиц. Между прочим и сейчас, в XXI веке, большинство районных библиотек Тульской области не имеют специализированных библиотечных зданий, а «типовая индивидуальность» никогда не позволяла воплотить в жизнь идею так называемой «гибкой планировки и переливающегося пространства», предложенную Ф. Н. Пащенко, крупнейшим российским специалистом в области архитектуры, проектирования и строительства библиотечных зданий, еще в предвоенные годы (3) . 
Не удалось воплотить в жизнь архитектурный проект 1848 г. предполагаемой к построению в Туле губернской публичной библиотеки для чтения, пред- писание об открытии которой поступило 18 июля 1833 г. Она занимала комнату в помещении депутатского Дворянского собрания – в нанимаемом доме у майорши Кокошкиной на Воронежской улице (ныне – ул. Оборонная). Более того, в 1838 г. Дворянское депутатское собрание приняло решение «окончательное устройство библиотеки оставить до другого времени» (4) . К. Б. Лаврова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения Челябинского института культуры, в статье «Базовый элемент демократии “Кабинет для джентльмена” или “общественный рай”?» отмечает, что и в европейской, и в американской практике уже в XIX веке была положена традиция, согласно которой архитектурный проект и местоположение библи- отеки подчеркивали ее высокий статус. Публичная библиотека должна была находиться непременно в центре города, несмотря на то что земля в центре во все времена была дорогой. Отдельно стоящие библиотечные здания, построенные по специальному проекту, сразу же переходили в разряд зданий-достопримечательностей или «символических» зданий. Подобные достопримечательности создавались не столько усилиями сторонников библиотечного дела, сколько благодаря заинтересованности городских властей, и предназначались для того, чтобы служить образцом гражданской идентичности и надлежащего гражданского поведения, запечатленных в зданиях-символах (5) . 
Спустя десять лет с момента «открытия библиотеки на бумаге», в небольшой докладной записке, переданной из канцелярии начальника Тульской губернии 16 июня 1848 г. с обращением к секретарю Тульского Дворянского депутатского собрания, сообщалось о предлагаемом проекте. К ней были приложен рисунок фа- сада и плана, из которого видно, что в библиотеке должны были размещаться прихожая, приемная, зал (6). К сожалению, в тексте записки нет сведений об авторе проекта. Можно сделать предположение о причастности к разработке проекта одного из действующих архитекторов Тульского оружейного завода рассматриваемого периода. 
Учитывая, что 30 августа 1849 г. состоялось торжественное открытие строительства Дома Дворянского собрания, и памятуя о предписании Министерства внутренних дел от 14 апреля 1832 г. за № 477, подписанном графом Д. И. Блудовым, согласно которому рекомендовалось открывать губернские публичные библиотеки для чтения «…в доме дворянского собрания или приказа общественного призрения, или градского общества, смотря по удобности», было принято окончательное решение об устройстве Тульской губернской публичной библиотеки для чтения в Доме Дворянского собрания, которая в 1857 г. получила помещение на первом этаже красивого особняка, возведенного на Киевской улице (7) (ныне – проспект Ленина). К сожалению, деятельность Тульской губернской публичной библиотеки для чтения к концу столетия оказалась мало заметной в культурной жизни: не способствовали росту популярности библиотеки постоянные передачи ее из одного подчинения в другое, присущий ей платный, сословный характер, наконец, перемещение в другую комнату со входом со двора. Особенно повлияли на ситуацию бесплатные общественные библиотеки, возникшие в конце XIX столетия. Вместе с тем было бы несправедливо умолчать о постепенно складывающихся, углубляющихся связях, существовавших между библиотекой и городом, включая создание так называемого местного отдела, в который входили краеведческие издания. 
К 1912 г. Тульская губернская публичная библиотека для чтения уже окончательно не претендует на обслуживание широкой публики, а после революции 1917 г. продолжает работать как 2-я районная библиотека, расположившись в здании Нового театра (сейчас – Тульская областная филармония); во многих ее документах к наименованию нередко делается приписка «бывшая Благородного собрания». 
В истории библиотечного строительства исключительно важны роль и участие земства. Если в 1860-е годы земства занимались преимущественно школами, то к 1890-м их интерес повсеместно стал обращаться к библиотекам. Начались разработки библиотечных сетей и строительство зданий для них. К 1913 г., когда в России масштабно праздновался 300-летний юбилей Дома Романовых, во многих губернских центрах началось строительство на- родных домов, включающих в себя, как правило, театр, библиотеку и музей. В тульской практике в Доме просветительных учреждений имени Императора Александра II в разные годы размещались библиотека, музей наглядных педагогических пособий, музей трезвости. 
В числе важнейших задач советская власть после Октябрьской революции 1917 г. считала организацию сети массовых библиотек как инструмента идеологического воздействия на широкие народные массы, воспитания нового гражданина Советской республики, ликвидации неграмотности и культурной отсталости населения. Другая проблема, которую решали пролетарские власти, – сохранение национализированных личных книжных собраний и библиотек ликвидированных учреждений и организаций. 23 сентября 1918 г. в волостные Советы депутатов Тульского уезда было направлено циркулярное письмо Тульского губисполкома об охране книжных и художественных ценностей (8) . В сентябре 1918 г. была организована библиотечная секция отдела внешкольного образования, в подчинение которой были переданы библиотеки г. Тулы и губернии. 
28 декабря 1918 г. губернский отдел народного образования принял решение о создании Центральной губернской библиотеки. Энтузиазм, с которым взялись за работу назначенный директором библиотеки Б. Л. Гольдман, бывший преподаватель мужской гимназии И. Ф. Перова, и его сподвижники, подтверждал, что с поставленной задачей они справятся, несмотря на без- условные трудности – отсутствие помещения для библиотеки, неопределенность ее финансирования. Для библиотеки были выделены комнаты в здании Пролеткульта (Нового театра) на проспекте Коммунаров (бывшая Киевская улица, ныне – проспект Ленина). Фактически еще не оформленная как учреждение, библиотека начала свою работу с осени 1918 г. 
В течение 1918–1919 гг. была проделана огромная подготовительная работа к открытию библиотеки. 11 мая 1919 г. при участии председателя Тульского губернского исполнительного комитета Г. Н. Каминского и широком представительстве пролетарских организаций состоялось торжественное открытие Тульской губернской центральной публичной библиотеки имени В. И. Ленина, ознаменовавшееся выставкой «История русской и иностранной книги». Однако еще в течение двух лет работа библиотеки заключалась в основном в том, чтобы «спасать библиотеку от книжного потока, грозившего превратить ее в книжный склад» – в библиотеку продолжали поступать конфискованные частные библиотеки и библиотеки ликвидированных учреждений (9). 
Переломным моментом в организации деятельности библиотеки стал 1920 г., когда Губернский отдел народного образования принял решение и на- правил распоряжение о слиянии Центральной библиотеки им. В. И. Ленина со 2-й районной библиотекой (бывшей библиотекой Благородного собрания), располагавшейся в том же здании Пролеткульта, но этажом выше. С 1921 г. Центральная библиотека, получив дополнительные площади и фонд, нас- читывавший более 25 тысяч томов (более чем на 6 тысяч превышавший по объему собственный), смогла начать выполнять те функции, которые на нее возложила губернская власть Советов. Уже в 1921 г. в читальном зале библиотеки было 3 540 абонентов, 8 500 посещений, книговыдача составила 58 250 экземпляров. На абонементе обслуживалось 1 500 человек, которым было выдано 2 400 книг. 30 434 книги было выдано читателям детского абонемента. Количество детей, желающих воспользоваться детским отделом, было настолько велико, что даже пришлось ввести ограничение – библиотека была способна обслужить не более 50 детей в месяц. Однако главной заботой директора была инструктивно-методическая работа в помощь библиотекам губернской сети. В библиотеке был создан специализированный отдел, укомплектованный штатом инструкторов, выработаны методы снабжения Красной армии и деревни, формы учета передвижной работы, начались регулярные инструкторские поездки по районным и сельским библиотекам. 
В марте 1927 г. библиотека организовала Первую конференцию библиотечных работников губернии. Политические и административные преобразования в стране в конце 1920-х годов накладывали существенный отпечаток на всю социально-экономическую сферу страны. 12 июля 1929 г. по постановлению Президиума ВЦИК Тульская губерния стала округом в составе Московской области. Все ведомства и входящие в их состав учреждения стали подчиняться руководящим органам Московской области. Одним из важнейших достижений этого периода можно назвать принятие Окрисполкомом постановления об обязательном пополнении окружной библиотеки (именно такой статус получила тульская «Ленинка» в 1929 г.) произведениями местной печати, что позволило сосредоточить в фонде библиотеки всю выходящую на территории региона литературу и существенно увеличить пополнение ее «местного отдела». Переезд в другое здание, точнее, в два здания в центре Тулы – Дом Карла Маркса (бывший Дом просветительных учреждений имени Императора Александра II) у кремлевской стены (Менделеевская, 8) и располагавшийся неподалеку дом в Шурдуковском переулке (ныне не существует), в которых библиотека находилась вплоть до 1977 г., не улучшили ее условий. Как видно из публикаций, приведенных И. К. Зарудской в книге «Из истории библиотек города Тулы: общедоступные библиотеки конца XVIII – начала XX в.», переезд стал проблемой и для сотрудников, и для читателей (10). Здание по Шурдуковскому переулку уже при вселении туда библиотеки (там разместилось книгохранение) находилось в аварийном состоянии. 
Трудно сказать, почему строительство здания для библиотеки, о необходимости которого начали поднимать вопрос еще в предвоенные годы, превратилось в столь затяжную проблему. В 1960-е годы Тула застраивалась очень активно, в числе многих построек возводились здания и для учреждений культуры, строились новые кинотеатры, всего за год было возведено новое здание для цирка, построено новое здание для областного художественного музея, в 1970 г. состоялось открытие нового здания Тульского драмтеатра. Однако строительство библиотеки отодвигалось на неопределенный срок. Несмотря на то что земля под строительство была отведена горисполкомом еще в 1959 г., постоянно пересматривались проекты. В итоге в 1972 г. библиотека была вынуждена прекратить эксплуатацию здания в Шурдуковском переулке. Книгохранение было вывезено во временно выделенное помещение на ул. Новомосковской. Отделам, обслуживающим читателей, пришлось тесниться в здании возле Тульского кремля. 
В 1974 г. активизировался процесс строительства нового здания. Библиотека готовилась к переезду. Библиотечные работники регулярно трудились на стройке во время субботников, оказывая строителям посильную помощь. И в то же время не забывали о своей миссии: для строителей проводились информационные беседы, готовились тематические библиографические списки, был организован пункт выдачи литературы. Строительство нового здания было завершено в октябре 1977 г. В техническом паспорте указано, что здание построено из железобетона. Торжественное открытие библиотеки в новых стенах состоялось 3 ноября. 
За основу был взят типовой проект библиотеки емкостью до 500 тысяч томов. Грустно, что проектировщики и архитекторы не проявили желания придать типовому зданию индивидуальность. По аналогичному типовому проекту построены областные универсальные научные библиотеки во Пскове, Ярославле и даже в Петропавловске-Камчатском, их внешний вид практически не отличается, есть различия в зонировании внутреннего пространства, в размещении отделов и секторов. 
Поэтому и сегодня ответ на вопрос «Как пройти в библиотеку?», как правило, завершается словами: «Перед вами будет трехэтажное серое здание с крылечком и козырьком». Вместе с тем Тульской областной универсальной научной библиотеке повезло с местоположением: она находится в центре, в окружении «литературных» улиц. Со стороны ул. Тургеневской на здании библиотеки в июне 1978 г. была размещена мемориальная доска, подтверждающая, что это здание построено на месте дома, в котором родился русский писатель Николай Яковлевич Москвин (Воробьев, 1900–1968). 
Абсолютно справедлива мысль К. Б. Лавровой о том, что «именно отдельные здания позволили библиотекам долгое время сохранять свою независимость и выживать в условиях последующей коренной ломки социальных отношений» (11). Благодаря этому сохранилась в России и библиотечная сеть в целом. Имевший место лавинообразный рост числа читателей в 1990-е годы сменился резким падением всех количественных контрольных показателей библиотек. Библиотечная сеть Тульской области не избежала данной тенденции. 
О. А. Дубинина, анализируя современные подходы к архитектуре зданий библиотек, связывает переосмысление роли, функций и социальной значимости библиотеки с необходимостью «более широкого понимания контекстной среды, в которую встроено здание… Становится очевидным, что решение этой проблемы кроется в хорошо продуманной, тонкой и выверенной “интеллектуальной” архитектуре, способной гибко реагировать на изменяющиеся условия во всех сферах жизни, впитывать в себя новейшие технологические достижения» (12). Вследствие этого, в пространстве современной библиотеки становится все меньше стен и перегородок, и наряду с традиционными отделами – книгохранилищем, системой читальных залов – появляются кинозал, книжный магазин, кафе, места для проведения занятий любительских объединений и др. Одновременно с переменами в физическом пространстве имеют место успешные усилия по расширению пространства библиотеки виртуально с по- мощью сайтов, форумов, блогов, интернет-конференций. Современные библиотеки активно осваивают около библиотечное пространство, открывают летние читальни под открытым небом в парках, организуют мобильные книжные полки, пункты буккроссинга и др. 
Таким образом, социальное пространство такого традиционного, долгие десятилетия даже консервативного в общении с читателями учреждения сегодня не снимает с повестки дня вопрос, как вернуть в библиотеку не пользователей, но читателей, владеющих культурой чтения. Вполне очевиден вывод о том, что на каждом новом витке развития общества главным условием развития библиотечной сферы будет, как и ранее, переосмысление библиотеки как публичного пространства.


Примечания

1. Подробнее см., напр.: Субботина Ж. Б. Самые необычные здания библиотека: [Обзор] [Электронный ресурс] // Вокруг книг: блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска. URL: http://vokrugknig.blogspot.ru/2013/05/blog-post_26.html (дата обращения: 22.06.2016).
2. Библиотека. Не только книги: К 170-летию Тульской областной универсальной научной библиотеки / Авт.-сост. Ю. В. Гридчина, Т. В. Тихоненкова, О. И. Еропкина, О. Д. Зайцева; Отв. ред. Л. И. Королева; Тульская ОУНБ. Тула: Гриф и К, 2003. С. 35.
3. Столяров Ю. Н. Пащенко Федор Николаевич // Библиотечная энцикл. М.: Пашков дом, 2007. С. 785–786.
4. Библиотека. Не только книги: К 170-летию Тульской областной универсальной научной библиотеки… С. 14.
5. Дубинина О. А. От здания-назидателя к зданию-другу: Интеллектуальная архитектура // Библиотечное дело. 2010. № 23. С. 7.
6. Рисунок фасада и плана библиотеки, предполагаемой к построению в Туле // ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 20. Д. 15497. Л. 77.
7. Предписание Министерства внутренних дел от 14 апреля 1832 г. за № 477 // ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 11. Д. 9331. Л. 78.
8. Циркулярное письмо Тульского губисполкома об охране книжных и художественных ценностей от 23 сентября 1918 г. // ГУ ГАТО. Ф. 717. Оп. 2. Д. 5. Л. 100.
9. Библиотека. Не только книги: К 170-летию Тульской областной универсальной научной библиотеки… С. 25.
10. Зарудская И. К. Из истории библиотек города Тулы: Общедоступные библиотеки конца XVIII – начала XX в. 2-е изд., доп. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. С. 12–121.
11. Лаврова К. Б. Базовый элемент демократии «Кабинет для джентльмена» или «общественный рай»? // Библиотечное дело. 2007. № 3. С. 7.
12. Глаголева О. Е. Тульская книжная старина: Очерки культурной жизни XVIII – первой половины XIX в. Тула, 1992. С. 11.

Библиографическая ссылка:
Тихоненкова Т. В. Тульская «Ленинка», или «...Не подскажете, как пройти в библиотеку?»  / Т.В. Тихоненкова // Тульский краеведческий альманах.- 2016. - Вып. 13. - С. 110-116. 

Копию публикации можно скачать формате .pdf в научной электронной библиотеке eLibrary.ru

Комментариев нет:

Это тоже интересно:

Популярные сообщения

 
 
 
Rambler's Top100